Спаси себя сам

Спецвыпуск
Москва, 30.03.2009
«Эксперт» №12 (651)
Правительство пока не сумело выработать эффективные меры по поддержке жилищной сферы

Еще до кризиса ситуация с российской стройкой с точки зрения общества была близка к критической. Строилось мало, не очень качественно и дорого. Жилье было недоступно для значительной части населения. В последние месяцы положение лишь ухудшилось. Стройка лишилась главных драйверов — банковских кредитов и ипотеки — и встала. Объекты по всей стране замораживаются, и это бьет по всей цепочке: по производителям цемента, металла и так далее. Очевидно, что без государственного влияния стройку не оживить.

Что предлагает правительство? В ноябрьском антикризисном плане правительства было всего три пункта, посвященных жилищному строительству. Это приобретение квартир в новостройках экономкласса для военных, покупка квартир в новостройках для переселенцев из аварийного фонда, а также увеличение объемов рефинансирования ипотечных кредитов по линии Агентства по ипотечному жилищному кредитованию. Позднее был запланирован еще ряд мер госпомощи, в том числе речь шла о госгарантиях для «системообразующих» девелоперов.

Если сравнивать эти намеченные шаги с планом Обамы (см. "План Обамы: спасение через стройку"), получается совсем негусто. Если же проанализировать, как предлагаемые меры реализуются на практике, оказывается, что жилищной сфере пока практически не помогли.

Не договорились

Приобретение государством квартир в новостройках рассматривалось как главная антикризисная мера. С ее помощью можно было убить сразу двух зайцев. Государство получало возможность недорого выкупить квартиры для выполнения своих обязательств перед военными и переселенцами из аварийного жилфонда, а строители оптом избавлялись от квартир, спрос на которые в условиях кризиса очевидно невелик, и получали деньги на следующие стройки.

В целом на выкуп жилья государство планировало потратить существенную сумму — 100 млрд рублей. Уже до конца 2008 года Минобороны должно было приобрести 11 тыс. квартир на сумму 21 млрд рублей, Минрегион — 6 тыс. на 11,6 млрд рублей, а Фонд содействия реформированию ЖКХ в 2008–2009 годах — 26 тыс. квартир на 50 млрд рублей.

Однако схема не сработала ни в 2008-м, ни в 2009-м. Так, с декабря 2008 года удалось выкупить только около трех тысяч квартир. В марте чиновники раскрыли причину торможения выкупа. Первым на ситуацию отреагировал премьер-министр Владимир Путин: «Сейчас все застыли в ожидании падения цен, население ждет. А производители жилья, строительные компании, к сожалению, еще держат цены». Тему углубил первый вице-премьер Игорь Шувалов: «Около 100 миллиардов рублей мы были готовы потратить на приобретение жилья в высокой степени готовности. Рассчитывали на адекватный ответ, но мы этого не увидели». «Строительные компании — в том числе часто под давлением регионального руководства — не снижали цены на жилье», — объяснил вице-премьер.

Переговоры правительства и строителей проходили в закрытом режиме. Есть информация, что у строителей было предложено выкупить жилье в среднем по 30 тыс. рублей за метр, а они надеялись на 35–36 тыс. рублей. В последний месяц

У партнеров

    «Эксперт»
    №12 (651) 30 марта 2009
    Эффект девальвации
    Содержание:
    Туфелька без Золушки

    Плановая девальвация дала фору сырьевикам и металлургам, предоставила шанс даже обувщикам. Но реального импульса импортзамещение не получило. Более того, удешевление российских активов уже вызывает повышенный интерес европейских конкурентов, рассматривающих экспансию на наш рынок как средство преодоления кризиса

    Спецвыпуск
    Спецвыпуск
    Спецвыпуск
    Обзор почты
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама