Пик консультантов

Вартан Ханферян
6 апреля 2009, 00:00

Достигнув в 2008 году абсолютного максимума, рынок консультационных услуг рискует сорваться в пике. Первый и самый мощный удар кризиса примут на себя компании, специализирующиеся на ИТ-консалтинге

В этом году рейтинг консалтинговых групп зафиксировал сразу два абсолютных рекорда. Начнем с приятного. Впервые за все время существования нашего списка суммарная выручка 150 ведущих консалтинговых компаний России перевалила за три миллиарда долларов и составила 77 млрд рублей. В другое время можно было бы перевести дух и с удовлетворением оглянуться на пройденный путь: ведь еще в 2000 году совокупный оборот 150 крупнейших консультантов составлял всего-то 3,3 млрд рублей. Но от несвоевременной рефлексии удерживает другой рекорд. Динамика роста доходов компаний, включенных в список, оказалась минимальной за всю историю наших наблюдений. В 2008 году объем оказанных консультационных услуг увеличился всего на 17% по сравнению с предыдущим годом (см. график 1), тогда как совсем недавно 40-процентный прирост давал почву для рассуждений о значимом замедлении рынка.

Возможно, впрочем, что уже в скором времени консультанты будут с ностальгией вспоминать о прошлогодних результатах. В 2008 году кризис лишь начал разворачиваться, и все его «прелести» в полной мере скажутся на итогах 2009 года. Однако уже сейчас ясно, что спад так или иначе затронет практически все виды консалтинговых услуг. Учитывая, что в наиболее емких секторах спрос был изрядно перегрет еще накануне кризиса, скорость падения рынка может быть сопоставима с темпами его развития, наблюдавшимися пару лет назад, и исчисляться десятками процентов в год

Принудительное охлаждение

Приблизительно прикинуть глубину грядущего провала можно исходя из ситуации на рынке осенью 2008 года. До сентября спрос на услуги консультантов устойчиво рос. Даже консервативные оценки предкризисной динамики в январе-августе прошлого года свидетельствуют о как минимум 40-процентном приросте оборотов по консалтинговому бизнесу. «В первые три квартала прошлого года выручка, как и всегда, росла вследствие расширения числа клиентов, увеличения объемов оказываемых им консалтинговых услуг. В тот момент даже предположений не было, что прироста, на который все рассчитывали, в итоге не будет», — вспоминает генеральный директор АКГ «БАНКО» Вера Гиршова. Так что торможение роста доходов ведущих участников рынка до 17%, сложившееся по итогам полного 2008 года, может объясняться лишь падением спроса в четвертом квартале по меньшей мере на 25–30%.

Панические настроения, охватившие клиентов в конце прошлого года, отметили большинство крупных компаний. «При планируемом в 2008 году росте оборота на 60 процентов фактический прирост доходов компании составил только 34 процента. Главным фактором стала паника, охватившая заказчиков в конце прошлого года. В 2009 году основная задача для нас — уже не показать рост, а сохранить объем выручки на уровне прошлого года при оптимизации и повышении эффективности работы», — говорит директор по маркетингу ООО «Консультационная фирма МРЦБ» Григорий Юркин.

Повышение эффективности и сокращение издержек сейчас становится условием выживания. Рентабельность консалтинговых проектов быстро снижается. В попытках сохранить костяк клиентской базы консультанты вынуждены пересматривать ценовую политику. По данным нашего опроса, в котором приняли участие более 120 консалтинговых компаний, почти половина респондентов заявила о снижении цен на услуги. Чтобы не работать в убыток, экономить приходится на персонале. Более трети консультантов признались, что начало кризиса заставило сократить штат, а около 20% компаний перевели часть сотрудников на режим неполного рабочего дня или отправили их в вынужденный отпуск.

Самый тяжелый удар кризис наносит по наиболее емкому сегменту рынка — ИТ-консалтингу. Услуги в сфере информационных технологий генерируют более 60% доходов консультантов. Именно это направление было главным драйвером роста рынка в предкризисные годы. Например, в 2007 году доходы от ИТ-консалтинга выросли более чем в полтора раза. Однако кризис быстро положил конец эйфории айтишников. Уже в 2008 году динамика их доходов замедлилась более чем втрое: прирост составил лишь 14%. Ближайшее будущее не сулит ИТ-консультантам ничего хорошего.

Информационные излишества

«Мы ожидаем по меньшей мере 30-процентного падения объемов рынка ИТ-консалтинга. Итогом 2009 года будет сокращение числа участников этого рынка, останутся наиболее эффективные, имеющие долгосрочные отношения с клиентами», — считает генеральный директор компании КРОК Борис Бобровников. Пессимистично оценивает ситуацию и Григорий Юркин: «На период 2009–2010 годы ориентировочным для нас является прогноз падения рынка ИТ-консалтинга на 47–55 процентов. Клиенты в массовом порядке отказываются от внедрения новых ИТ-систем, а те отрасли, которые в последние пять лет были основными заказчиками сложных ИТ-решений, сегодня находятся в самом эпицентре кризиса».

Главными заказчиками ИТ-консалтинга в 2008 году выступали предприятия ТЭКа, банки и органы государственного управления. На эти сегменты приходится около 57% выручки консультантов. Кризис неизбежно отсечет не только часть клиентуры (большинству банков и госорганов сейчас явно не до ИТ-проектов), но и изменит характер выполняемых работ. «Сейчас очевидно, что в большей мере востребованы либо микропроекты, связанные с решением локальных задач, либо макропроекты по созданию сложных комплексных систем, которые реализуют крупные холдинги в рамках стратегических программ повышения эффективности. Такие программы реализовывались и в госсекторе, но секвестр госбюджета, проведенный в начале 2009 года, уже не дает оснований рассчитывать на стабильность спроса в этом сегменте», — считает генеральный директор компании IBS Сергей Мацоцкий.

По мнению участников рынка, клиенты сейчас заинтересованы прежде всего в максимальной эффективности уже имеющихся средств автоматизации. Поэтому большинство заказов на ИТ-консалтинг будет так или иначе связано с оптимизацией действующих систем. При этом заказчики наверняка потребуют от консультантов быстрых результатов и снижения стоимости услуг. На этой волне выиграть смогут не столько крупные, сколько мобильные компании, оперативно реагирующие на потребности клиентов. Рассказывает генеральный директор ГК «ИНТАЛЕВ» Алексей Федосеев: «Наших клиентов интересуют повышение эффективности управления и прозрачность бизнеса. Однако требования заказчиков изменились. Сейчас у предприятий нет возможности развивать проекты, чтобы “положить их в стол”. Все ориентированы на получение конкретного результата в самые сжатые сроки».

Новые фавориты

Сужение сегмента ИТ-консалтинга в 2008 году компенсировалось ростом доходов в других практиках. Наиболее значительно за год изменилась выручка от услуг в области финансового управления и оценки: доходы увеличились соответственно на 40 и 26% (см. график 2). В определенной мере приближение кризиса даже стимулировало рост спроса. «Рынок оценки и финансового консалтинга разогрет ускорением в 2008 году процессов подготовки к тяжелым временам, экстренного кредитования ряда отраслей и отдельных предприятий», — считает генеральный директор консалтинговой группы «НЭО Центр» Валерий Есауленко.

Значительный вклад внесли и проекты, начатые еще в докризисный период. «Благоприятная конъюнктура на рынке корпоративного финансирования в начале 2008 года обеспечивала интерес заказчиков к инвестиционным проектам. Специалисты нашей компании активно разрабатывали финансовые модели проектов, готовили ТЭО, разрабатывали схемы частно-государственного партнерства и выступали организаторами финансирования инвестиционных проектов», — рассказывает председатель совета директоров компании «Солев» Лев Вайнберг. Но к концу года заказчики стали проявлять все большую заинтересованность в усилении систем риск-менеджмента. «Осенью 2008 года клиенты начали осознавать потребность в более тщательном подходе к планированию расходов и сокращению издержек. Если раньше управление рисками было в большей степени модным увлечением либо формальной необходимостью в соответствии с требованиями иностранных бирж, то в кризисной ситуации руководители начинают использовать этот инструмент на практике», — считает председатель совета директоров АКГ «РСМ Топ-Аудит» Елена Лоссь.

По мнению участников рынка, востребованность оценки и финансового управления в ближайшем будущем сохранится. Ведь ряд крупных инфраструктурных проектов пока не заморожен, да и олимпийские стройки позволяют консультантам заработать. «Продолжается устойчивый спрос на мониторинг рисков инвестиционных проектов, связанных с крупными капиталовложениями. Из области девелопмента спрос переместился в сферу промышленных и инфраструктурных проектов. Например, мы начинаем работу по мониторингу реализации проектов строительства олимпийских объектов в Сочи», — делится опытом Валерий Есауленко.

Дополнительные возможности для развития консультационных практик в прошлом году обеспечила реализация нацпроектов. «В 2008 году мы консультировали Санкт-Петербургский политехнический университет по инновационной программе в рамках национального проекта “Образование”. Ее цель — развитие системы опережающей подготовки инженерных и научных кадров в приоритетных областях науки и техники. Мы провели комплексную оценку финансовой эффективности программы, ее перспектив, что позволило клиенту сконцентрироваться исключительно на задачах научного и административного характера», - рассказывает Вера Гиршова.

Стремление к оптимизации затрат заставляет внимательнее рассматривать возможности для передачи ряда функций сторонним исполнителям. «Задачи повышения эффективности бизнеса заставили наших клиентов по-новому взглянуть на многие уже привычные решения. Положительный экономический эффект способен принести аутсорсинг, например внешняя бухгалтерия», — считает управляющий партнер компании «БДО Юникон» Михаил Гришакин.

Юридический фактор

Кризис дает неплохие шансы для компаний, занимающихся юридическим консалтингом. Правда, по итогам 2008 года этот сектор не мог похвастаться выразительной динамикой. Прирост совокупной выручки юридических консультантов из нашего списка составил около 5%. Но в ближайшие несколько лет юристы без работы явно не останутся. «Сейчас мы отмечаем рост спроса на услуги по реструктуризации просроченных кредитных и заемных обязательств и появление спроса на услуги по сопровождению сделок привлечения ломбардного финансирования, включая ипотечные ценные бумаги. Мы также отмечаем усиление спроса на сопровождение выпусков новых долговых инструментов, выпускаемых с целью реструктуризации долгов. Заметно растет спрос на представительство в судах и сопровождение банкротств, в скором времени откроется рынок M&A, в том числе в отношении активов, реализуемых в рамках конкурсного производства», — комментирует состояние рынка управляющий партнер юридической фирмы «Линия права» Андрей Новаковский.

Перспективность сопровождения сделок в сегменте слияний и поглощений сложно оспорить. По оценкам участников рынка, усиление кризиса будет стимулировать передел активов и в реальном секторе, и в финансовой сфере. «Компании борются за выживание и будут вынуждены распродавать активы в условиях финансового кризиса. У многих откроются новые возможности приобретения интересующих их активов по очень привлекательным ценам. Уже сейчас некоторые крупнейшие девелоперы вынуждены продавать свои активы с большим дисконтом. Становится актуальной и тема доверительного управления на финансовом рынке. У банков возникают новые риски. Когда рынок рос, никто не обращал должного внимания на условия договора и отчетность доверительных управляющих, но в условиях финансового кризиса возникают конфликтные ситуации, которые не были проработаны. На этом фоне мы уже усилили наши практики по предоставлению услуг в сфере банковского, коммерческого и корпоративного права, сделок M&A», — делится опытом управляющий партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Сергей Пепеляев.