Пик консультантов

Спецвыпуск
Москва, 06.04.2009
«Эксперт» №13 (652)
Достигнув в 2008 году абсолютного максимума, рынок консультационных услуг рискует сорваться в пике. Первый и самый мощный удар кризиса примут на себя компании, специализирующиеся на ИТ-консалтинге

В этом году рейтинг консалтинговых групп зафиксировал сразу два абсолютных рекорда. Начнем с приятного. Впервые за все время существования нашего списка суммарная выручка 150 ведущих консалтинговых компаний России перевалила за три миллиарда долларов и составила 77 млрд рублей. В другое время можно было бы перевести дух и с удовлетворением оглянуться на пройденный путь: ведь еще в 2000 году совокупный оборот 150 крупнейших консультантов составлял всего-то 3,3 млрд рублей. Но от несвоевременной рефлексии удерживает другой рекорд. Динамика роста доходов компаний, включенных в список, оказалась минимальной за всю историю наших наблюдений. В 2008 году объем оказанных консультационных услуг увеличился всего на 17% по сравнению с предыдущим годом (см. график 1), тогда как совсем недавно 40-процентный прирост давал почву для рассуждений о значимом замедлении рынка.

Возможно, впрочем, что уже в скором времени консультанты будут с ностальгией вспоминать о прошлогодних результатах. В 2008 году кризис лишь начал разворачиваться, и все его «прелести» в полной мере скажутся на итогах 2009 года. Однако уже сейчас ясно, что спад так или иначе затронет практически все виды консалтинговых услуг. Учитывая, что в наиболее емких секторах спрос был изрядно перегрет еще накануне кризиса, скорость падения рынка может быть сопоставима с темпами его развития, наблюдавшимися пару лет назад, и исчисляться десятками процентов в год

Принудительное охлаждение

Приблизительно прикинуть глубину грядущего провала можно исходя из ситуации на рынке осенью 2008 года. До сентября спрос на услуги консультантов устойчиво рос. Даже консервативные оценки предкризисной динамики в январе-августе прошлого года свидетельствуют о как минимум 40-процентном приросте оборотов по консалтинговому бизнесу. «В первые три квартала прошлого года выручка, как и всегда, росла вследствие расширения числа клиентов, увеличения объемов оказываемых им консалтинговых услуг. В тот момент даже предположений не было, что прироста, на который все рассчитывали, в итоге не будет», — вспоминает генеральный директор АКГ «БАНКО» Вера Гиршова. Так что торможение роста доходов ведущих участников рынка до 17%, сложившееся по итогам полного 2008 года, может объясняться лишь падением спроса в четвертом квартале по меньшей мере на 25–30%.

Панические настроения, охватившие клиентов в конце прошлого года, отметили большинство крупных компаний. «При планируемом в 2008 году росте оборота на 60 процентов фактический прирост доходов компании составил только 34 процента. Главным фактором стала паника, охватившая заказчиков в конце прошлого года. В 2009 году основная задача для нас — уже не показать рост, а сохранить объем выручки на уровне прошлого года при оптимизации и повышении эффективности работы», — говорит директор по маркетингу ООО «Консультационная фирма МРЦБ» Григорий Юркин.

Повышение эффективности и сокращение издержек сейчас становится условием выживания. Рентабельность консалтинговых проектов быстро снижается. В попыт

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (652) 6 апреля 2009
    Мир после глобализации
    Содержание:
    Мир после Лондона

    Саммит «двадцатки» показал, насколько резко ослабло глобальное экономическое лидерство США. Геополитические позиции Вашингтона по-прежнему сильны за счет подавляющего военного превосходства, но это преимущество будет таять под грузом региональных конфликтов, в которые вовлечена Америка

    Спецвыпуск
    Реклама