Клюква, приятная во всех отношениях

Культура
Москва, 06.04.2009
«Эксперт» №13 (652)
В Суздале прошел очередной Открытый российский фестиваль анимационного кино. Подведены итоги не только 2008 года, но и целой эпохи в истории отечественной анимации, которая столкнулась сегодня как с финансовым, так и с эстетическим кризисом

Современные русские мультфильмы дарят зрителям патриархальную благодать и отдохновение от прагматичного мира. Они воспевают русское культурное наследие, пестуют вечные ценности, а параллельно развлекают зрителя хорошими историями и беспроигрышными шутками. Гость, случайно оказавшийся в Суздале с 12 по 15 марта, мог бы сам в этом убедиться. И оценить, как гармонирует Суздальский анимационный фестиваль с атмосферой Золотого кольца. За окном роскошества русской природы, церковные купола, прилавки с этническими сувенирами, а в темноте концертного зала… — все то же в нарисованном или вылепленном из пластилина виде обретает вторую, экранную, жизнь. Остроумные, лиричные, сентиментальные и высокоморальные — наши современные мультфильмы выглядят так, будто приехали к нам из иной России, той, которую мы то ли потеряли, то ли никогда не имели.

Хороший пример — фильм «Очумелов» (по «Хамелеону» А. П. Чехова). В нежной акварели его создатель Алексей Демин изображает дореволюционный быт, простой народ и угодливого городового, разбирающего тяжбу между мужичком и собакой. Персонажи нарисованы на отдельных листочках бумаги, и такая остроумная полиэкранность формирует пространство для изобретательного и виртуозного монтажа. Все выдержано в печальном осеннем настроении, отчего просыпается ностальгия по миру чеховской прозы и по тем временам, когда правоохранительные органы хотя бы в теории готовы были озаботиться укушенным пальцем пьяненького ремесленника. Фильм получил приз за режиссуру и третье место в рейтинге зрительских симпатий.

Рядом с чеховской сатирой лирическая история о детских фантазиях и страхах — «Пудя» Софьи Кравцовой (по повести Б. Житкова). Главный герой фильма — очкастый мальчик — нашалил дома и теперь собирается бежать в Америку. К счастью, на его пути обнаруживается очаровательная булочная с гостеприимным булочником. Сентиментальность истории вкупе с вензелями и крендельками дореволюционной кондитерской принесли «Пуде» второе место в зрительском рейтинге.

Жюри, состоявшее из Константина Бронзита, Юрия Норштейна и других мастеров анимации, не вполне разделило восторги поклонников «Пуди» и признало его только «Лучшим детским фильмом», а главный приз выдало «Солдатской песне» Елены Черновой (серия из проекта «Гора самоцветов», по сказке Саши Черного). Фильм рассказывает о чудесном происшествии в солдатском полку: у молоденького служивого кто-то стащил денежку, отложенную для старушки-матери. И вот ангелы-хранители солдат пытаются придумать, как бы вора усовестить, деньги вернуть, но при этом избежать скандала.

Эта тройка суздальских фаворитов дает отличное представление о современной русской анимации, которая в последнее десятилетие живет за счет госфинансирования и стоит на четырех китах: патриотизм, гуманизм, мастерство и развлекательность. В сочетании с талантом режиссеров этих составляющих на протяжении 2000-х годов вполне хватало, чтобы обеспечивать нашим мультфильмам недурственное существование. В селекциях и конкурсах международных фестивалей

Новости партнеров

«Эксперт»
№13 (652) 6 апреля 2009
Мир после глобализации
Содержание:
Мир после Лондона

Саммит «двадцатки» показал, насколько резко ослабло глобальное экономическое лидерство США. Геополитические позиции Вашингтона по-прежнему сильны за счет подавляющего военного превосходства, но это преимущество будет таять под грузом региональных конфликтов, в которые вовлечена Америка

Спецвыпуск
Реклама