Думайте о хорошем

Повестка дня
Москва, 13.04.2009
«Эксперт» №14 (653)
Владимир Путин 6 апреля выступил перед Госдумой с отчетом о работе правительства за 2008 год. Как и следовало ожидать, премьер сообщил парламенту только о положительных результатах деятельности кабинета министров

В начале своего выступления глава правительства по традиции напомнил, что «проблемы возникли не у нас и не по нашей вине». Затем рассказал об успехах, достигнутых в решении возникших проблем. «Правительство поддержало усилия Центрального банка страны по восстановлению ликвидности кредитных учреждений, — отметил, в частности, премьер. — Угроза развала банковской системы отступила, а она стояла на пороге, была, к сожалению, вполне реальной».

Одним из ключевых моментов правительственного отчета стало оправдание повышения тарифов на услуги естественных монополий. «В интересах всей экономики были сокращены темпы роста тарифов, — напомнил Владимир Путин. — Вместе с тем полное замораживание тарифов — это эффектное, но далеко не всегда эффективное решение. Что такое полное замораживание тарифов, скажем, для РАО РЖД? Это просто непоступление доходов, а значит, сокращение инвестиционной программы. На практике это означает, что РАО РЖД не закупит большее количество рельс, колесных пар и так далее и тому подобное. Это значит, что не получат заказы металлурги, и, в свою очередь, означает, что не нужен будет кокс. Вот так по всей цепочке все и спустится».

Логика правительства вполне понятна. Жаль только, что премьер предпочел рассматривать ситуацию вниз по технологической цепочке — от РЖД до угольщиков. Все-таки даже при нынешней сырьевой ориентации отечественной экономики это еще далеко не «вся цепочка». И если рассмотреть последствия повышения тарифов с точки зрения предприятий, производящих продукцию высоких переделов, то аргументы в пользу повышения тарифов выглядят уже не столь однозначно. Кроме того, в отчете правительства явно не хватает оценки взаимосвязи между повышением тарифов и высокими темпами инфляции в стране.

Вместо этого Владимир Путин указал предприятиям путь спасения от высоких тарифов: «Реальный выход — в другом. Это создание конкурентной среды внедрения энергосберегающих технологий, современных логистических схем». Другими словами, правительство советует предприятиям потреблять поменьше газа и электроэнергии и поменьше грузов перевозить по железной дороге. Правда, когда в конце прошлого года упали объемы перевозок и потребления электроэнергии, ни энергетиков, ни железнодорожников это не обрадовало.

Премьер пообещал, что в целях борьбы с кризисом расходы федерального бюджета по разделу «Национальная экономика» в 2009 году увеличатся сразу на 70% и составят рекордную для нас сумму — 1 трлн 733 млрд рублей. «Вкладывать средства в спасение заведомо неперспективных производств мы не можем, — подчеркнул при этом премьер. — Это значило бы “консервировать” вчерашний день российской экономики, разбазаривать деньги налогоплательщиков». Из этого высказывания, в частности, следует сделать вывод, что, например, АвтоВАЗ правительство не считает заведомо неперспективным предприятием, иначе не предоставило бы ему поддержку на 25 млрд рублей.

Кроме того, глава правительства объяснил, почему власти в ближайшее время не планируют возвращать прогрессивную шка

Новости партнеров

«Эксперт»
№14 (653) 13 апреля 2009
Политическая система и кризис
Содержание:
Не продавайте первородство за похлебку

Российская политическая система находится в ранней стадии развития. Мировой кризис ставит перед ней такие вопросы, на которые ей еще не приходилось отвечать, и дает ей шанс повзрослеть

Экономика и финансы
Реклама