ИСТ на стальных колесах

13 апреля 2009, 00:00

Группа компаний ИСТ представила публике грузовые железнодорожные вагоны принципиально новой конструкции — опытную продукцию будущего вагоностроительного завода, который группа строит в Тихвине Ленинградской области. Тихвинский вагоностроительный завод (ТВСЗ) вырастет на оставшихся площадях бывшего завода-гиганта «Трансмаш», принадлежащего группе, где ею уже был построен и продан Тихвинский ферросплавный завод.

Общая стоимость проекта строительства ТВСЗ более 800 млн долларов, проектная мощность завода — 10 тыс. вагонов в год. Около 50% в общем объеме выпуска будут занимать полувагоны, оставшуюся часть поделят вагоны-хопперы и платформы-контейнеровозы. Кроме того, на предприятии планируется крупное и среднее стальное железнодорожное литье — общий объем производства составит 70 тыс. тонн литья в год, а также ежегодный выпуск 50 тыс. колесных пар. В целом будущее производство предоставит работу 3,5 тыс. человек.

Проект осуществляется на заемные средства Банка развития и Внешэкономбанка. Выгодность условий кредита беспрецедентна — ставка кредита 10%, он выдан на восемь лет и предполагает выборку несколькими траншами в течение трех лет.

На полученные средства Группа ИСТ строит абсолютно новое производство, тотально модернизируя обветшавший завод и совершенствуя технологический уклад предприятия. ТВСЗ уже заключил контракты на разработку технологий и поставку оборудования для производства колесных пар, деталей тележек и вагонов, оборудования для их окраски и т. д., а также на разработку новых технологий литейного производства, вакуумной формовки — есть договоренности по поставкам оборудования для этих переделов. Предполагается, что большая часть работ по сварке узлов кузовов вагонов будет осуществляться в автоматическом и полуавтоматическом режимах. На эти и другие мероприятия в рамках проекта уже потрачено примерно 180 млн долларов.

ТВСЗ делает ставку на вагонную тележку модели 18–9810, которая обещает стать одним из ключевых преимуществ будущих вагонов. Новая модель разработана на основе тележки Barber (см. фото) совместно с американской компанией Standard Car Truck — мировым лидером в производстве стабилизационных систем для грузовых вагонов. Barber — самая распространенная модель тележек в США, где она занимает около 75% рынка. Сейчас 90% грузовых вагонов России и стран СНГ оснащено отечественной тележкой модели 18–100. По сравнению с ней тележка 18–9810 позволяет увеличить межремонтный пробег в 2,5 раза, а по некоторым элементам конструкции — в пять раз за счет снижения износа узлов и деталей. Новые технологии позволят улучшить динамические характеристики вагонов, показатели устойчивости порожних вагонов и снизить негативное воздействие на путь. В самих новых вагонах, уже произведенных в опытном цехе ТВСЗ, за счет оптимизации веса конструкции увеличена грузоподъемность в среднем на 2–3%.

В Группе ИСТ рассчитывают через два-три года, когда закончатся строительство завода и глобальный экономический кризис, выйти на рынок с настолько конкурентоспособной техникой, что все вложения окупятся без проблем.