Нефть, газ и не только

Сергей Василенко
13 апреля 2009, 00:00

Проекты в сфере нефтегазодобычи дали мощный толчок развитию Сахалинской области, но в дальнейшем, особенно в свете мирового финансового кризиса, крайне важно диверсифицировать экономику, считает губернатор области Александр Хорошавин

— Экономика области во многом зависит от добычи углеводородов. Из-за мирового финансового кризиса цены на нефть снизились почти в три раза. Насколько серьезно пострадает от недополученных налогов областной бюджет?

— Доходная часть бюджета Сахалинской области на 2009 год — это 43 миллиарда рублей. Она была определена исходя из цены на нефть 68 долларов за баррель. Мы также просчитали три более пессимистических варианта. При самом худшем варианте, если цена за баррель опустится до 30 долларов, потери бюджета составят 6–6,5 миллиарда рублей. Я думаю, что в действительности мы потеряем меньше. Почему? Средняя цена первого квартала сложилась на уровне примерно 50 долларов за баррель. Для того чтобы компенсировать потери, мы создали резервный фонд, так называемую подушку безопасности. Сначала она равнялась примерно шести миллиардам рублей, но мы решили, что ситуация не будет развиваться настолько драматично, и оставили три миллиарда. Остальные средства мы направили в расходную часть бюджета. Если мы ошибемся в своих расчетах потерь, то не сильно и сможем вырулить путем оперативных мер экономии: сделать капитальные расходы переходящими, например, что-то подрезать. Сегодня есть определенная уверенность в том, что мы все свои обязательства, и в первую очередь социальные, исполним.

— В области открылся завод по производству сжиженного газа, пока единственный в России.

— Я думаю, что перспективы в этом направлении газопереработки очевидные и далекоидущие. Открытие такого производства в период кризиса само по себе дорогого стоит. Сегодня много говорится об инновационной экономике. Считаю, что с точки зрения революционной технологии этому событию равных, по сути, нет. Пуск завода — промежуточный итог огромной работы, которая была проделана несколькими поколениями нефтяников Северного Сахалина. Она была начата еще в прошлом веке. Лунское месторождение было открыто в 1984 году, Пильтун-Остохское — в 1986 году. Освоение месторождений началось в 1998 году, а первую нефть мы получили в 1999 году. Для установки первой буровой платформы на месторождении Пильтун-Остохское — это платформа «Моликпак» — понадобилось около 600 согласований. Работа проделана гигантская. Это наша общая победа — победа населения Сахалинской области, нефтяников Северного Сахалина, и в первую очередь операторов и инвесторов проекта «Сахалин-2».

На заводе будут функционировать две очереди общей производительностью примерно 10 миллионов тонн сжиженного природного газа в год. Но мы полагаем, что есть возможности для строительства третьей очереди и увеличения ежегодного объема производства сжиженного газа до 12–16 миллионов тонн. Ресурсная база позволяет сделать.

— Что область получит от реализации этого проекта?

— При создании одного рабочего места в нефтегазодобыче появляется несколько смежных рабочих мест в строительстве, сервисе, на транспорте и в других отраслях экономики. Нефте- и газодобыча дали мощный толчок развитию экономики Сахалинской области. У нас появились возможности поддержать малый и средний бизнес, что мы и начали делать одними из первых в Российской Федерации. Если смотреть на валовой региональный продукт, то сегодня нефтегазовая отрасль составляет в его структуре 48 процентов, а малый и средний бизнес — порядка 30 процентов. Это очень хороший показатель в масштабах России.

Другой положительный эффект от нефтегазовых проектов — модернизация инфраструктуры: строительство мостов, дорог, электростанций и аэропорта в поселке Ноглики. Пуск газоперерабатывающего завода позволит существенным образом нарастить добычу нефти. Раньше эта добыча велась только тогда, когда позволяли погодные условия, то есть в летний период. Теперь она будет круглогодичной. Соответственно возрастает и налогооблагаемая база. Это деньги, которые так необходимы нашим бюджетникам и изношенной инфраструктуре.

— Сколько нефти и газа пойдет на экспорт в этом году?

— В целом нефтяники Сахалинской области в 2009 году планируют добыть порядка 14 миллионов тонн нефти. По проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» — примерно 12 миллионов тонн. С пуском завода начинается отгрузка сжиженного природного газа — 3,2 миллиона тонн должно быть отгружено до конца года.

— Кризис показал уязвимость моноотраслевой структуры экономики, ориентированной на добычу энергоносителей. Планируете ли вы диверсификацию экономики региона? На какие отрасли будете обращать внимание?

— Действительно, нефтегазовый комплекс на Сахалине доминирует во всех отношениях. И нам крайне необходимо диверсифицировать экономику. Нам нужна глубокая переработка углеводородов, а не просто перекачка. Нам необходимо развитие других отраслей экономики: рыболовства и рыбопереработки, лесопромышленного комплекса, угледобычи. Нам надо строить новые электростанции, газифицировать энергетику. Это то, чем нам необходимо заниматься сегодня и в ближайшей перспективе. Надо развивать угледобычу, модернизировать транспортную инфраструктуру, строить для этого железнодорожную ветку Углегорск-Ильинск, заниматься автодорогами.

Кстати, ветка Углегорск-Ильинск нужна не только для того, чтобы наращивать объемы добычи угля. Там мы будем строить новую электростанцию. Надо будет завозить тысячи тонн грузов, чтобы эту электростанцию построить. Это будет гигантская электростанция, по объемам выработки электроэнергии примерно такая, как в Вахрушеве. Надо заниматься также такими направлениями, как углехимия, лесопромышленный комплекс, модернизация флота, портовое хозяйство.

— Какие меры в экономике области вы считаете наиболее необходимыми сейчас, в кризисный период?

— Если говорить о тех мерах, которые нужно принимать немедленно, то это амортизация последствий мирового кризиса. Кстати, он пока не сильно ударил по экономике Сахалинской области. Определенные меры мы принимаем, и есть все основания полагать, что они будут достаточными.

Жизнь на кризисе не заканчивается. Мы выстраиваем перспективу развития сахалинской экономики на последующие годы. Думаю, что нам надо работать над модернизацией нашей энергетической и транспортной инфраструктуры. Энергетика сегодня на пределе. Мы собираемся инвестировать в ее развитие большие средства, иначе через некоторое время у нас возникнут серьезные проблемы с обеспечением населения области электроэнергией. Дороги — это проблема не только Сахалинской области, но и России в целом. В прошлом году мы вложили 3,3 миллиарда рублей в модернизацию дорог. В этом году запланированы три миллиарда. Я думаю, что есть возможность несколько увеличить инвестиции в эту сферу.

Сейчас надо не только самортизировать последствия кризиса, но и не потерять темпы социальных преобразований. Вот та задача, над которой необходимо работать сегодня и завтра. Поэтому социальные программы мы не сокращаем, а, наоборот, увеличиваем, и это начинает давать определенный эффект. Вот пример: недавно мы открыли новую школу в поселке Вал Ногликского района. Построили ее за шесть месяцев. Это важное событие для Сахалина — открытие школы в поселке с населением в тысячу человек. В марте нам предстоит ввод двух крупнейших объектов: большого спортивного комплекса в поселке Ноглики и плавательного бассейна в городе Оха, построенного по новым технологиям. Мы недавно запустили спортивный комплекс в Анивском районе. Там же открыт дворец культуры. Можно приводить и целый ряд других примеров.

— На одном из совещаний в областной администрации был сформирован антикризисный список. В него вошли 125 предприятий Сахалина. На совещании было сказано, что прорабатываются меры поддержки, которые в случае необходимости будут им оказаны.

— Примерно с октября-ноября мы уже начали заниматься кризисом. Первым делом была сформирована группа по мониторингу ситуации в экономике области. Сначала группу возглавлял первый вице-губернатор, потом я сам. Отраслевые группы возглавили вице-губернаторы. Каждый из них мониторит свое направление, потом вся информация собирается в группе по мониторингу ситуации в экономике, и мы пытаемся анализировать, что происходит в области с точки зрения развития кризиса. Был разработан и утвержден план мероприятий по стабилизации в условиях финансового и экономического кризиса. Это серьезный документ, в котором семь разделов. В него включены меры по стабилизации крупных системообразующих предприятий, малого и среднего бизнеса и социально-политической ситуации в области, меры по оптимизации бюджетных расходов, мониторинг занятости населения.

На начальном этапе предприятий действительно было 125. В марте 2009 года постановлением администрации Сахалинской области утвержден перечень из 150 организаций. Это системообразующие, бюджетообразующие, градообразующие предприятия, предприятия жизнеобеспечения, заводы с уникальными технологиями, например Корсаковский завод по производству агар-агара.

Эти компании будут иметь определенные преференции при распределении средств на компенсацию бюджетной ставки. В бюджете Сахалинской области заложено 100 миллионов рублей для того, чтобы компенсировать процентную ставку для предприятий, воспользовавшихся кредитными ресурсами, и 32 миллиона рублей федеральных средств, которые регион получил как победитель специального конкурса. Компания из этого списка берет кредит в банке, приходит к нам за помощью в уплате процентов. По принятому положению 50 процентов от учетной ставки Центробанка мы компенсировали за счет бюджета, что равнялось 6,5 процента. Сейчас же банки кредитуют под 20 процентов и больше, поэтому компенсации в прежних размерах не решают проблемы. Я дал поручение проработать вопрос более высокого размера компенсаций, чтобы компенсировать 50 процентов фактической ставки или полностью ставку рефинансирования — все 13 процентов.

Другой механизм — в бюджете Сахалинской области есть лимит бюджетных гарантий. Мы можем предоставить гарантии предприятию, которое не может получить кредит, потому что у него нет соответствующего обеспечения, но мы понимаем, что это производство важное. Руководители предприятия приходят к нам за гарантией, мы просчитываем ситуацию, выходим в областную думу и поручаемся за него. Если компания не сможет выплатить кредит, тогда деньги будут списаны с бюджета Сахалинской области.

То же самое по договорам лизинга, то есть уплату процента по ним мы тоже берем на себя. У нас есть перечень важных для нас предприятий, которые пользуются определенной льготой по оплате электроэнергии, они получают государственную субсидию. Таких механизмов набирается достаточно много. Ликвидировать последствия кризиса, работать с кризисом и не снижать объема социальных гарантий — наша задача.

— А какая ситуация складывается на рынке труда?

— Дела обстоят следующим образом. На 1 января текущего года мы вышли с количеством безработных в 3,6 тысячи человек. Это 1 процент трудоспособного населения области. Этот уровень для нас традиционный. У нас безработица колеблется примерно от 0,8 процента в летний период, когда существует временная занятость, до 1,2–1,3 процента зимой. При этом у нас имеется порядка 7,6 тысячи вакансий в Сахалинской области. Часть этих вакансий, 3–3,5 тысячи, — это высококвалифицированные рабочие места для нефтегазовых проектов. Этих специалистов придется привлекать из-за рубежа. А вот 4–4,1 тысячи свободных рабочих мест — это то, чем могут воспользоваться сахалинцы. Помимо этого предусматривается возможность переобучать людей на те специальности, которые необходимы нашему рынку.

Для увеличения занятости мы планируем создать примерно 800 рабочих мест временного характера на дорожных и коммунальных работах. Мы выделяем для этого деньги, и они уже заложены в бюджет. Вот такие меры намечаются.

Мы постоянно контролируем ситуацию. У нас есть служба занятости, которая отслеживает положение на рынке труда. Обстановка, сложившаяся в первом квартале этого года, говорит о том, что за прошедший период драматических непрогнозируемых событий у нас не случилось. Все остальное — обычные коллизии, которые не дают пока поводов для пессимизма.

Что касается стремления предпринимателей сократить свои издержки путем увольнений, то у нас есть меры воздействия, если мы увидим, что предпринимаемые частниками шаги чрезмерны. Мы можем лишить предприятие поддержки, преференций. Потом, как вы знаете, президент дал поручение Генеральной прокуратуре постоянно отслеживать ситуацию и принимать меры в случае выявления латентных увольнений, когда работников понуждают написать заявление «по собственному желанию» и есть неправомерное сокращение. В таких случаях мы будем работать в тандеме с нашими правоохранительными органами.