Страшный сон банкира

Если вы не можете вернуть кредит и вам нужна реструктуризация, взгляните на свой бизнес глазами банкира, и в большинстве случаев вы сможете договориться о реструктуризации кредита. О чем, собственно, и свидетельствует текущий момент

В кризисные времена заемщики испытывают трудности и стучатся в двери банков с заявками на реструктуризацию кредитов. Они полны опасений: банки откажут, обанкротят, заберут собственность за долги… А каковы объективные экономические интересы банков? И как они субъективно воспринимают заемщиков?

Страшный сон банкира — заемщик, вручающий ключи от завода: «Выплатить не смогу, забирай за долги». В кризис продать завод (офисное здание и т. д.) за нормальные деньги нельзя, управлять заводами банки не умеют, у наемных управляющих мотивация временщиков… Банк заинтересован, чтобы владелец заводом управлял — и выплачивал кредит, пусть и несколько позже, чем записано в договоре. Однако из этого автоматически не следует, что все кредиты будут реструктурированы. Реструктурировать кредит (кредитный портфель) следует лишь тогда, когда стоимость бизнеса (дисконтированный денежный поток) превышает цену, за которую можно продать его активы (точнее, сумму, которую может получить кредитор от распродажи активов). Иначе как раз выгоднее банкротить.

Однако надо понимать, что у банка есть ограничения, в кризис усиливающиеся. Во-первых, многие банки сами являются должниками перед другими банками, держателями облигаций и т. п. У них тоже наступают сроки погашения, поэтому надо с заемщиков «стрясти» хоть какие-то средства (страдают при этом не худшие, а те, с кого «стрясти» возможно). Во-вторых, существуют нормы регулирования ЦБ. Самой насущной из них в кризис является норма резервирования под выданные кредиты. Признание того или иного кредита просроченным или заемщика — проблемным ведет к начислению резерва до 100% от суммы кредита, что уменьшает возможную доходность кредитной сделки практически вдвое. Исходя из этих ограничений и своих интересов банк, как и любой предприниматель, обязан выбрать решение, максимизирующее его прибыль.

Однако банк не человек. У владельцев и сотрудников — всех, кто влияет на решения, — есть собственные интересы. Сотрудники кредитных управлений несут личную ответственность за проблемные кредиты. Им интереснее их продлить, не привлекая внимания начальства. Заемщикам это вроде как выгодно, хотя оттягивание ампутации пораженной антоновым огнем конечности порой приводит к общему заражению крови и к смерти (что плохо для банка — не всегда смертельно для сотрудника). Бывает и ровно наоборот: отправить быстрее (скажем, в ноябре) дело в отдел по взысканию, понести в данном месяце наказание — а в декабре уже «чисты» и можно рассчитывать на годовой бонус. Бывает, что решение зависает — или даже намеренно принимается вредное для банка, — так как оказывается инструментом карьерной интриги. Подобных «мотивов» и «мотивчиков» немало, и они порой определяют судьбу предприятий и людей. Они тоже требуют «разведки» и учета заемщиком.

Таким образом, реструктуризация кредитов, которые не могут быть выплачены в срок, банку нужна не меньше, чем заемщику. При условии, что это не влечет за собой роста убытков.

Исходные позиции для торгов

Можно условно выделить три уровн

У партнеров

    «Эксперт»
    №17-18 (656) 11 мая 2009
    Как избежать банкротства
    Содержание:
    Вторая волна не накроет

    Уровни просроченной задолженности в нашей банковской системе далеки от критических. Уровень достаточности ресурсов у банков велик по отношению к сжавшемуся спросу на кредит. И все равно потребуется несколько месяцев, чтобы кредитование стало расширяться

    Международный бизнес
    Реклама