Время для инноваций

Сергей Василенко
18 мая 2009, 00:00

После завершения экономического кризиса в лучшем конкурентном положении на рынке предоставления телекоммуникационных услуг окажутся компании, делающие сейчас ставку на развитие новых технологий

Генеральный директор ОАО «ЦентрТелеком» Ваагн Мартиросян не считает возможным из-за кризиса откладывать внедрение новейших технологий.

— Компания «ЦентрТелеком» успешно завершила в Калуге монтаж телекоммуникационной системы для автозавода «Фольксваген Рус», а до этого сдала в эксплуатацию современный комплекс связи на калужском предприятии Volvo. Калужская область становится для вашей компании важным рынком.

— Издание The Christian science monitor сравнило Калугу с американским Детройтом: на территории калужского технопарка сегодня активно развиваются российские подразделения известных мировых автоконцернов. Калужский филиал «ЦентрТелекома» — один из крупнейших телекоммуникационных операторов региона — за последний год реализовал ряд удачных проектов.

В рамках проекта подключения калужского подразделения Volkswagen к корпоративной сети, реализуемого Deutsche Telekom через российское подразделение ООО «Т-Системс СиАйЭс», ОАО «ЦентрТелеком» создало сеть связи для ООО «Фольксваген Груп Рус» в Калужской области. Это позволило обеспечить работу российского подразделения концерна по единым информационным стандартам на базе международной сетевой платформы T-Systems BS IntraSelect MPLS (FlexSolution). «ЦентрТелекомом» совместно с ОАО «Ростелеком» были организованы основной и резервный цифровые каналы связи пропускной способностью по 34 мегабита в секунду каждый. Они объединили сетевую инфраструктуру главного офиса и завода в Калуге с центральным офисом компании Volkswagen в Германии. Также «ЦентрТелеком» организовал внутренний канал пропускной способностью 10 мегабит в секунду, соединивший офис и завод ООО «Фольксваген Груп Рус» в Калуге. Похожий проект был реализован и для компании «Вольво-Восток». Надо отметить, что оба телекоммуникационных решения — пример эффективного сотрудничества компаний холдинга «Связьинвест» по предоставлению заказчикам пакета услуг: выделенных каналов связи, междугородной, международной и местной телефонии.

Сотрудничество с ООО «Фольксваген Груп Рус» и ООО «Вольво-Восток» — далеко не единственные проекты, удачно реализованные «ЦентрТелекомом» в регионе. Добрые партнерские отношения связывают компанию и с правительством Калужской области, Управлением Федеральной службы исполнения наказания, отделениями Сбербанка России и Федерального казначейства. Нашим услугам отдают предпочтение ООО «Нестле фуд», Samsung Electronics, Kraftway и множество других бизнес-структур в 17 регионах Центрального федерального округа России.

— Кто ваши конкуренты на рынке телекоммуникационных услуг Калужской области?

— В первую очередь это крупные федеральные операторы. Но в связи с экономической нестабильностью многие из них сегодня приостановили или значительно сократили свои региональные инвестиционные программы. В сегменте частных пользователей ощущается и конкуренция со стороны местных операторов домовых сетей. Но «ЦентрТелеком» не стоит на месте — компания активно реализует программы развития услуги широкополосного доступа в сеть интернет по технологии xDSL, внедряет перспективное технологическое решение с использованием семейства FTTx. Причем если сегодня более 800 тысяч домохозяйств в центральных регионах России подключены к услуге широкополосного доступа в интернет Domolink с использованием асинхронной линии (ADSL 2+), то уже к 2013 году, по нашим прогнозам, 76 процентов пользователей этого сервиса от «ЦентрТелекома» отдадут предпочтение именно технологии FTTx. Реализация значительных программ технического развития позволяет нашей компании не только динамично увеличивать абонентскую базу так называемых новых телекоммуникационных услуг, но и предоставлять самые современные сервисы. А это для нас самое главное.

— Какие услуги наиболее востребованы корпоративными и частными клиентами в Центральном федеральном округе?

— В сегменте корпоративных клиентов я бы выделил услугу создания виртуальных частных сетей (VPN). А среди частных пользователей — конечно же, высокоскоростной доступ во Всемирную сеть.

На базе уникальной для Центрального федерального округа России межрегиональной сети передачи данных, объединяющей все 17 регионов ЦФО в единое инфокоммуникационное пространство, ОАО «ЦентрТелеком» уже не первый год создает различные по масштабу корпоративные VPN. Крупные территориально распределенные бизнес-структуры при этом получают полный спектр интересующих телекоммуникационных услуг. В то же время для среднего и малого бизнеса более привлекательны сегодня услуги создания «виртуального офиса», call-центров и data-центров.

В массовом сегменте для «ЦентрТелекома» принципиально важно увеличение числа пользователей «нерегулируемых» услуг связи. Наиболее популярна сегодня, как я уже говорил, услуга доступа в интернет. Вот почему мы прилагаем значительные усилия для развития именно этого направления. Стоит отметить, что, по независимым оценкам, ОАО «ЦентрТелеком» занимает четвертое место среди операторов России в области предоставления широкополосного доступа, а в регионах ЦФО мы первые.

Но доступ в интернет — это сервис, который интересен пользователям сегодня. А «ЦентрТелеком» всегда стремился в своей работе не только ориентироваться на текущий рыночный спрос, но и предупреждать потребности абонентов, которые появятся завтра. В этом залог успеха компании. В прошлом году, несмотря на влияние экономического кризиса, компания запустила в коммерческую эксплуатацию услугу IP TV в пяти регионах Центра России. Опираясь на опыт европейских коллег, мы считаем, что этот сервис в ближайшие несколько лет приобретет большую популярность у наших абонентов. Уже в текущем году география проекта будет расширена. Кроме того, будет реализована возможность просмотра телепередач с мониторов домашних компьютеров. Ведь многие наши абоненты смотрят телепередачи с использованием PC. «ЦентрТелеком» может предложить им качественное широкополосное телевидение и сопутствующие сервисы.

— В 2008 году чистая прибыль компании уменьшилась, зато почти на 50 процентов вырос объем доходов от услуг доступа в интернет. Сможет ли «ЦентрТелеком» продолжить реализацию принятых ранее программ развития — ведь компании необходимы средства для обслуживания внешнего долга?

— Мы развиваемся очень динамично. В 2008 году выручка компании выросла более чем на четыре процента по сравнению с 2007 годом, и эти темпы могли быть и выше. Однако изменения в отраслевом законодательстве: отмена компенсационной надбавки, снижение тарифов на спаренные телефоны и пересмотр самой системы межоператорского взаимодействия — оказали значительное воздействие на формирование доходной базы. По нашим оценкам, мы недосчитались около четырех процентов из-за снижения цен и влияния мирового финансового кризиса. Но мы частично компенсировали потери за счет развития новых услуг и расширения нашего бизнеса в сегменте корпоративных клиентов. В 2009 году мы заложили рост выручки на уровне примерно девять процентов, и наши прогнозы вполне реалистичны.

Осенью прошлого года при подготовке программы на 2009–2013 годы менеджменту пришлось умерить свои амбиции. С учетом развития финансового кризиса инвестиционная программа ОАО «ЦентрТелеком» на 2009 год была утверждена в размере 5,5 миллиарда рублей. Уже в марте текущего года совет директоров компании скорректировал годовой объем инвестиций, сегодня мы планируем направить в развитие сетевой инфраструктуры около 3,4 миллиарда рублей. На некоторое время «ЦентрТелеком» отложил реализацию ряда крупных проектов. Например, были сдвинуты сроки стопроцентной цифровизации сетей ближе к 2013 году. Сейчас этот показатель составляет 66 процентов.

Для компании данный проект является приоритетным. Однако стопроцентная цифровизация для нас не самоцель, а в первую очередь технологическая основа повышения качества предоставляемых услуг. В любом случае на ожидаемые менеджментом итоги операционной деятельности ОАО «ЦентрТелеком» в 2009 году сокращение инвестиционной программы не повлияет. Ведь компания уже значительно интенсифицировала работу над проектами с высокой финансовой отдачей и быстрой окупаемостью. Кроме того, в течение последних двух лет «ЦентрТелеком» вложил существенные инвестиции в сети связи. Это сформировало значительный базис для стабильного развития нашего бизнеса в ближайшие два-три года.

Хочу подчеркнуть, что инвестиционная программа 2009 года будет осуществлена «ЦентрТелекомом» за счет собственных средств. Компания на сегодняшний день имеет все возможности не только для финансирования текущей деятельности, но и для проведения платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга. В апреле нынешнего года ОАО «ЦентрТелеком» уже досрочно погасило кредит Сбербанка России объемом три миллиарда рублей. Все предстоящие в 2009 году выплаты по долговым обязательствам компании также будут выполнены в полном объеме — это не вызывает сомнений.

— А ваши перспективные планы, до 2013 года, остаются в силе или тоже изменены?

— По внедрению различных технологических решений, обеспечивающих возможность широкополосного доступа в интернет, планы «ЦентрТелекома» остались без изменений. Повторюсь, отложены лишь некоторые проекты, связанные с реконструкцией объектов традиционной телефонии. Хотя уже в 2009 году московский филиал компании запустил в эксплуатацию NGN-сеть (Next Generation Network — сети следующего поколения). Программы технической модернизации на 2009 и 2010 годы несколько изменились. Но при этом сохранены основные векторы развития.

Планы ОАО «ЦентрТелеком» по выходу на московский рынок также сохраняются. В ближайшее время у компании появится новый филиал, деятельность которого будет сосредоточена на работе с корпоративными клиентами. И в первую очередь — с крупными бизнес-структурами, штаб-квартиры которых расположены в Москве, а производственные мощности — в регионах Центра России. Надо подчеркнуть, что при выходе на телекоммуникационный рынок Москвы мы планируем задействовать все ресурсы наших дочерних компаний — ОАО РТС (торговая марка «Роснет») и ЗАО «ЦентрТелеком Сервис». Менеджмент «ЦентрТелекома» также рассматривает возможность приобретения активов ряда операторов, уже работающих на столичном рынке.