Мнения специалистов

Тема недели
Москва, 25.05.2009
«Эксперт» №20 (658)

Будущее мировой фабрики

О том, как изменится экспортное производство в Китае после кризиса, «Эксперту» рассказала основатель и президент крупнейшего китайского портала B2B для малого и среднего бизнеса DHgate.com, лауреат премии «Выдающаяся женщина Китая» Диана Ван.

— Мы очень воодушевлены тем, что сегодня происходит: мы рассматриваем 2008-й и 2009 годы как возможность создания отличной базы для последующего роста. Сейчас лучшее время для создания нового мелкого или даже среднего бизнеса, всяких «гаражных» компаний. Не только в Китае, но и на Западе они появляются сейчас повсеместно. Такие компании гибче и мобильнее гигантов, им легче приспособиться к изменившимся условиям. Мы их хорошо знаем, так как именно малые и средние предприятия составляют большинство наших клиентов — это 1,4 миллиона покупателей в 227 странах мира и около 300 тысяч предприятий в Китае. Я не хочу сказать, что мы совсем не пострадали. Понятно, что в краткосрочном периоде убытки несут почти все, но по поводу будущего мы настроены очень позитивно.

На протяжении четырех лет, в 2002–2006 годах, доля мелкого и среднего бизнеса в международной торговле находилась на уровне 27 процентов, но в 2007–2008 годах она выросла до 34 процентов. При этом мелкие ритейлеры пытаются как-то сами выходить на поставщиков. Мы покупаем на Google рекламу по ключевым словам, и за последние месяцы запросов вроде «прямые закупки в Китае» стало значительно больше. При этом рост числа покупателей сопровождается снижением среднего объема заказа — в условиях кризиса поставщики готовы работать и со сверхмалыми партиями, что на руку мелким иностранным компаниям, которые теперь могут заказывать себе продукцию в Китае напрямую, а не через посредников. При этом поставщики готовы учитывать индивидуальные запросы покупателей и максимально идти им навстречу.

В будущем КНР останется важным центром производства — у страны очень много конкурентных преимуществ. Но характер лидерства изменится. С ростом квалификации рабочей силы Китай перестанет быть «всемирной фабрикой» для крупных транснациональных корпораций и превратится в самобытный инновационный центр. Кризис лишь ускорит эту трансформацию. Сегодня тяжелее всего приходится тем, кто предлагает ширпотреб.

Записал Марк Завадский, Пекин

 

Биомасса роста

Андреас Мёллендорф, совладелец консалтинговой компании Moellendorf & Company, уверен: российская экономика может стать одним из центров восстановления мирового экономического потенциала.

— Я убежден, что в долгосрочной перспективе Россия и другие страны БРИК — Бразилия, Индия и Китай — сохранят свою привлекательность. После кризиса их роль в мировой экономике возрастет. Это касается и их валют, и компаний, и инвестиций в эти страны. Именно из БРИК, а также, возможно, из четырех-пяти развивающихся стран вроде Мексики, Египта, Вьетнама — будут исходить самые важные импульсы роста.

Что касается России, то она играет центральную роль в регионе СНГ. В этом регионе живет почти 300 миллионов человек. Это единственный

У партнеров

    «Эксперт»
    №20 (658) 25 мая 2009
    Первые итоги кризиса
    Содержание:
    Деньги не кончаются

    Глобальный кризис изменил расклад сил в мировой финансовой системе. Игроки, сумевшие сохранить позиции, теперь ищут применение своим капиталам. Крупнейшим же источником свободных денег на время кризиса стал Китай. Однако деньги китайцы тратят сегодня намного осмотрительнее, чем раньше

    Наука и технологии
    Реклама