Мнения экспертов

25 мая 2009, 00:00

Первый заместитель председателя правительства Республики Саха (Якутия) Геннадий Алексеев:

 pic_text1 Предоставлено пресс-службой администрации президента Республики Саха (Якутия)
Предоставлено пресс-службой администрации президента Республики Саха (Якутия)

— Мы учитываем тенденции развития мировой экономики в посткризисный период и считаем, что все намеченные нами экономические приоритеты останутся неизменными.

Развитие базовых отраслей, создание новых производств продукции, товаров и услуг, конкурентоспособных на внутренних и внешних рынках, невозможно без опережающего развития транспортной и энергетической инфраструктуры. Некоторые эксперты считают, что бессмысленно вкладывать государственные деньги в развитие инфраструктуры в период кризиса. Может, в Соединенных Штатах это действительно так, потому что там более трех миллионов километров дорог с твердым покрытием на площади девять миллионов квадратных километров. В России же всего 550 тысяч километров таких дорог на площади 17 миллионов квадратных километров. Из них в Якутии — 523 километра на три миллиона квадратных километров. Вот оно, современное состояние транспортной доступности в республике.

Более 90 процентов Якутии находится в зоне сезонного транспортного обслуживания, 25 из 33 районов не имеют надежной транспортной связи даже с районными центрами, не говоря уже о Якутске. 80 процентов всего внутреннего рынка товаров и услуг формируется за счет «северного завоза», то есть все материальные ресурсы завозятся один раз в год, кое-где один раз в два года. Таким образом, омертвляются материальные и финансовые ресурсы.

То же самое и с энергетической инфраструктурой. В республике действуют три локальные энергосистемы: каскад Вилюйских ГЭС, Якутская и Нерюнгринская ГРЭС. Кроме того, энергию вырабатывают 200 дизельных электростанций, которые сжигают 120 тысяч тонн в год из запаса, завозимого в республику, и производят всего три процента электроэнергии. Затраты же на их работу достигают трети от общих расходов на электроэнергетику.

Это не лучшим образом отражается на тарифах. Для выравнивания ситуации выводится средний тариф с учетом всех затрат на производство энергии. Это гибельно для бизнеса, вынужденного конкурировать с другими поставщиками продукции, неся такие сумасшедшие затраты на энергию.

Никакой бизнес не сможет быть эффективным при освоении даже самых привлекательных месторождений на территории Якутии с такими транспортными и энергетическими накладными расходами.

Генеральный директор компании «Алмазы Анабара» Матвей Евсеев:

 pic_text2 Предоставлено пресс-службой администрации президента Республики Саха (Якутия)
Предоставлено пресс-службой администрации президента Республики Саха (Якутия)

— Я бы хотел остановиться на некоторых аспектах решения проблемы занятости населения на Дальнем Востоке и, в частности, в Республике Саха (Якутия). По большому счету, прирост численности населения в республике идет за счет села. Сложности с трудоустройством в местах проживания приводят к миграции населения из сельских районов в город, где люди пытаются самореализоваться.

Но добывающие и промышленные предприятия практикуют вахтовый метод организации труда и завозят рабочих из других регионов. Это увеличивает себестоимость производства продукции — вахтовиков доставляют авиацией на 14–20 дней. Работники из сел могли бы работать от двух до четырех месяцев и тратить все заработанное, а это порядка 15–20 миллиардов рублей ежегодно, в Якутии. Такая сумма — ощутимое подспорье экономическому развитию республики.

На предприятиях ОАО «Алмазы Анабара» мы стараемся привлекать в основном местных жителей. У нас работает более 50 процентов сельского населения. Это, безусловно, выгодно как компании, так и территориям, где она работает: там улучшается социально-экономическая обстановка.