Писатели — детям

Книги
Москва, 25.05.2009
«Эксперт» №20 (658)

Вообще-то, книгу об Освенциме неловко числить по разряду беллетристики. Но здесь иначе не скажешь. Ирландец Джон Бойн наделал шуму в Европе и Штатах своим «детским взглядом на Аушвиц», который в романе выведен как «Аж-Высь» — так произносит мрачный топоним главный герой, мальчик Бруно, сын коменданта лагеря. По роману сняли фильм, который, правда, до России так и не добрался. Успех у публики понятен: нагнетать напряжение и раздражать слезные железы автор умеет прекрасно; в то же время некоторые черты романа раздражают, а то и коробят.

Семья нацистского функционера перебирается из прекрасного дома в Берлине в странное место — ни улиц, ни лавок, ни кафе: сад, скамейка с табличкой и высокий забор за окнами. За забором — люди, которые, по словам отца, вовсе и не люди, и девятилетний Бруно озадачен и раздосадован: столько непонятного и не с кем играть. Домочадцы коменданта, за исключением девочки-подростка Гретель, переживающей влюбленность в нацистскую куклу — лейтенанта Котлера, все как один тихо осуждают главу семейства, но из страха молчат. Такое сознательное единодушие выглядит не то чтобы натурально. Не менее удивителен мальчик Бруно, то изрекающий зловещие прогнозы, что твоя сивилла, то проявляющий редкий дебилизм в отношении простых вещей: подружившись с маленьким заключенным Шмуэлем, он никак не может понять, что тот всерьез страдает от голода. Шмуэль же, побывав в гетто и прожив какое-то время в лагере, искренне не понимает, куда пропали его дедушка и отец.

Понятно, что подобная недогадливость маленьких героев есть всего лишь прием авторского снисхождения к современным читателям, но прием этот порой изрядно раздражает — как и сюсюкающая манера изложения. Даже впечатляющий финал не спасает историю от осадка нелепости; впрочем, и сам Аушвиц, машина смерти, в изложении Бойна тоже выглядит лишь досадной нелепостью, «страшной ошибкой» — и вот это уже ни в какие ворота.

У партнеров

    «Эксперт»
    №20 (658) 25 мая 2009
    Первые итоги кризиса
    Содержание:
    Деньги не кончаются

    Глобальный кризис изменил расклад сил в мировой финансовой системе. Игроки, сумевшие сохранить позиции, теперь ищут применение своим капиталам. Крупнейшим же источником свободных денег на время кризиса стал Китай. Однако деньги китайцы тратят сегодня намного осмотрительнее, чем раньше

    Наука и технологии
    Реклама