Дай триста миллионов

Международный бизнес
Москва, 01.06.2009
«Эксперт» №21 (659)
Переговоры немецкого правительства с американским концерном General Motors о судьбе Opel зашли в тупик. Для их продолжения американцы требуют от немецкого правительства срочно выделить 300 миллионов евро

Руководство GM потребовало немедленно выделить такую сумму якобы для латания «внезапно обнаружившихся» дыр в бюджете Opel. Иначе переговоры не смогут продолжиться.

Столь откровенный шантаж сильно подпортил впечатление от прозвучавшего накануне заявления, что GM возвращает ранее изъятые патентные права на разработанные Opel технические решения — чтобы потенциальный покупатель смог без проблем производить автомобили со знаком молнии на радиаторной решетке.

Как заявили в General Motors, американцы ожидают поступления требуемых денег до 2 июня. Немецкие же власти наотрез отказались идти на поводу, пока им не будут представлены гарантии, что это последняя вскрывшаяся дыра в бюджете Opel.

Неожиданный демарш

Вплоть до середины прошлой недели наблюдатели полагали, что сделка по продаже Opel в основных чертах будет согласована до начала июня. Спасение требует 4–5 млрд евро, а в приобретении компании заинтересованы четыре инвестора.

Фаворитом гонки выступал консорциум австрийско-канадского производителя запчастей Magna и российского автопроизводителя ГАЗ при поддержке Сбербанка. Консорциум был готов выделить на покупку Opel 700 млн евро собственных средств, оставшиеся деньги предполагалось взять в кредит под льготный процент у немецкого государства, заинтересованного в сохранении рабочих мест в компании. Предложенный Magna и ГАЗ проект санации Opel предусматривал сокращение 10 тыс. рабочих мест на европейских заводах. Основные увольнения должны были пройти в Британии и Бельгии, тогда как рабочие места в Германии предполагалось практически не трогать. GM и Сбербанку должны были достаться по 35% немецкой компании, еще 20% предполагалось передать Magna и 10% — работникам Opel.

Второе заинтересованное лицо — итальянский FIAT, чей амбициозный план предполагал сокращение 18 тыс. рабочих мест Opel (в Германии на компанию работает 25 тыс. человек, всего по Европе — чуть меньше 50 тыс.), а также интеграцию Opel, FIAT и Chrysler в единый транснациональный концерн, производящий 6,4 млн автомобилей в год. Созданный гигант стал бы вторым в мировом рейтинге после Toyota. Покупка полностью финансируется из заемных средств.

Два оставшихся потенциальных инвестора — бельгийский инвестфонд RHJ и китайский автопроизводитель BAIC, чьи бизнес-проекты, однако, куда менее проработаны, чем предложения FIAT и Magna-ГАЗ.

Еще в начале прошлой недели немецкие власти, которые в любом случае должны были выступить кредитором для реализации одного из четырех бизнес-планов, заявляли о предпочтении плана Magna-ГАЗ. Его реализация позволила бы сохранить максимум рабочих мест в Германии, что крайне важно для немецкого правительства в преддверии назначенных на осень парламентских выборов. Но представители General Motors, видимо, посчитали, что в такой ситуации немецкие власти могут пойти на еще большие уступки, и заявили о дополнительных денежных претензиях.

Хотя представители Magna сразу же откликнулись на требования, подтвердив, что готовы изыскать нужные 300 млн евро, администрация канцлера

У партнеров

    «Эксперт»
    №21 (659) 1 июня 2009
    Конкурс русских инноваций
    Содержание:
    Мы не забыли о творчестве

    В Центральном доме ученых 28–29 мая прошли Дни русских инноваций. Во второй день были вручены традиционные призы Конкурса русских инноваций, который наш журнал проводит уже восьмой год подряд

    Обзор почты
    Реклама