Хотел как обычно

Политика
Москва, 01.06.2009
«Эксперт» №21 (659)
Политика ядерного шантажа, обычно применяемая Северной Кореей, не сработала. В результате последней провокации Пхеньяна ситуация на полуострове так накалилась, что может обернуться полномасштабным вооруженным конфликтом

Ядерные испытания в КНДР, вызвавшие 4,5-балльное искусственное землетрясение на Корейском полуострове, стали серьезным ударом по системе безопасности в Восточной Азии. А проведенные после них запуски ракет и выход КНДР из Договора о перемирии 1953 года поставили регион на грань войны. При нынешнем уровне напряжения любое происшествие — будь то бой подразделений возле теперь уже непризнанной демаркационной линии или столкновение кораблей в спорной акватории Желтого моря — может автоматически стать началом боевых действий. Которые, учитывая наличие у КНДР ядерного и химического оружия, могут иметь катастрофические последствия.

Разрешить нынешний кризис путем его заморозки, как это делалось на протяжении последних 20 лет, уже вряд ли получится. Поэтому все заинтересованные страны готовы поддержать любой новый план действий, который разрешит и нынешний кризис на полуострове, и в целом сможет окончательно закрыть северокорейский вопрос. Пока что такой план есть только у Китая.

Крах стратегии

Полномасштабный кризис в регионе стал следствием окончательного провала политики Соединенных Штатов по северокорейскому вопросу. Администрации Клинтона и Буша, не видя перспектив для приемлемого решения конфликта, делали ставку на его замораживание. В итоге периодически возникающие кризисы (которые КНДР провоцировала для шантажа США) разрешались по двум возможным сценариям. Если американским дипломатам удавалось убедить все страны региона (Южную Корею, Японию, Россию и Китай) занять жесткую позицию по отношению к КНДР, то северокорейцы добровольно прекращали провокации и возвращались за стол переговоров. Если же этого консенсуса достигнуть не удавалось, то американцам приходилось платить Пхеньяну за возвращение — в основном предоставлением гуманитарной помощи.

Однако подобная стратегия была дееспособной при соблюдении двух основных принципов: активной вовлеченности самих американцев в региональные дела и безоговорочного лидерства Ким Чен Ира в КНДР, что делало любое его решение легитимным с внутриполитической точки зрения. Сегодня же мировая политическая ситуация претерпевает большие изменения, и оба принципа больше не работают.

После начала мирового финансового кризиса и переосмысления внешнеполитического курса американцы не могут и не хотят активно участвовать в делах региона. Сконцентрировавшись на афгано-пакистанском направлении, Вашингтон не готов вкладывать существенные людские и материальные ресурсы на решение северокорейской проблемы. «США не заинтересованы в том, чтобы бегать за Северной Кореей и выражать готовность пойти на уступки», — обозначила позицию Соединенных Штатов госсекретарь Хиллари Клинтон. Кроме того, Вашингтон после последней провокации вообще не готов идти на какие-либо уступки Северной Корее. Как по политическим мотивам, так и по имиджевым. «Ядерные фанатики типа Ирана внимательно следят за тем, как мы ответим на эту провокацию. Ее игнорирование, оправдание или же поощрение пошлет им неверный сигнал. Кроме того, критики Обамы внутри стра

У партнеров

    «Эксперт»
    №21 (659) 1 июня 2009
    Конкурс русских инноваций
    Содержание:
    Мы не забыли о творчестве

    В Центральном доме ученых 28–29 мая прошли Дни русских инноваций. Во второй день были вручены традиционные призы Конкурса русских инноваций, который наш журнал проводит уже восьмой год подряд

    Обзор почты
    Реклама