Российские самолеты Индии не нужны

Повестка дня
Москва, 01.06.2009
«Эксперт» №21 (659)

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) проиграла тендер ВВС Индии на поставку шести самолетов-заправщиков Ил-78 общей стоимостью 1 млрд долларов. Это закономерный результат деградации наших оборонных предприятий и безответственной политики «Рособоронэкспорта», систематически срывающего сроки исполнения крупных военных контрактов.

Главнокомандующий ВВС Индии маршал авиации Фали Хоми, возглавляющий тендерную комиссию, в интервью газете Hindustan Times заявил: «Мы закончили оценку всех предложений и выбрали Airbus A330 MRTT, так как российская платформа не отвечает нашим требованиям». Теперь этот вердикт должен утвердить Комитет по безопасности при правительстве Индии. И хотя сам г-н Хоми в ближайшее время уйдет в отставку, шансов на то, что итоги тендера будут пересмотрены, практически нет.

Несмотря на бесчисленные декларации о российско-индийском стратегическом партнерстве, отношения наших стран в сфере ВТС уже давно трещат по швам. Началось все с того, что «Рособоронэкспорт» на несколько лет сорвал сроки поставки Индии авианесущего крейсера «Адмирал Горшков». Этот корабль до сих пор стоит у причала, и неизвестно, когда он выйдет в море и выйдет ли вообще. За его модернизацию Индия в соответствии с контрактом заплатила примерно 615 млн долларов. Российская сторона все эти средства израсходовала, но модернизацию корабля завершить не смогла, так как неожиданно выяснилось, что необходимый объем работ был занижен на 70%. В этой ситуации «Рособоронэкспорт», поправ все договоренности, цинично предложил индийским военным доплатить еще около 1 млрд долларов. Но даже если это произойдет, крейсер сможет выйти в море на испытания не ранее 2011 года, что индийцев категорически не устраивает.

Из-за технических проблем в конце прошлого года Россия сорвала сроки передачи Индии противолодочных самолетов Ил-38SD. На этапе их приемки у индийцев возникли претензии к прицельно-поисковой системе «Морской змей». А неспособность ОАК вовремя завершить разработку совместного российско-индийского транспортного самолета МТА привела к тому, что Индия была вынуждена закупить у США крупную партию транспортников С-130J (Hercules). Но последней каплей, переполнившей чашу терпения индийских военных, стали попытки российских оборонных предприятий добиться дополнительных выплат в процессе выполнения контрактов по истребителям Су-30. В результате главком индийских ВМС Суриш Мехта публично призвал власти Индии пересмотреть параметры военно-технического сотрудничества с Россией. А его коллега из ВВС подверг резкой критике существующий порядок взаимодействия с российскими оборонными компаниями. По словам Фали Хоми, «после распада СССР Россия изменила схему торговли оборонной продукцией, в результате возникло множество проблем с поставками запчастей, послепродажным обслуживанием, начались задержки в централизованной структуре российских оборонных компаний». Все это уже привело к тому, что за последний год доля Индии в общем объеме поставок российского оружия сократилась с 30 до

У партнеров

    «Эксперт»
    №21 (659) 1 июня 2009
    Конкурс русских инноваций
    Содержание:
    Мы не забыли о творчестве

    В Центральном доме ученых 28–29 мая прошли Дни русских инноваций. Во второй день были вручены традиционные призы Конкурса русских инноваций, который наш журнал проводит уже восьмой год подряд

    Обзор почты
    Реклама