В поисках баланса интересов

Экономика и финансы
Москва, 01.06.2009
«Эксперт» №21 (659)
В ближайшие пару лет перед страховщиками будут стоять две главные задачи. Первая — не растерять клиентскую базу, вторая — учитывать интересы клиентов в условиях дефицита финансовых ресурсов

На прошедшей 20 мая Седьмой международной конференции по страхованию представитель Минфина Вера Балакирева сообщила, что правительство серьезно озабочено вопросами платежеспособности страховых компаний. По ее словам, российские страховщики все чаще сталкиваются с ростом задолженности, арестами счетов в банках. При этом на 30% выросло число жалоб страхователей на задержку выплат или необоснованный отказ в них со стороны страховщиков: за первые три месяца 2009 года таких жалоб поступило более 6 тыс. — столько же, сколько за девять месяцев прошлого года. Чтобы не доводить страховщиков до банкротства, Минфин даже предлагает передавать страховые портфели под контроль Росстрахнадзору, «и в ряде случаев — в принудительном порядке».

О том, сколь серьезны проблемы российских страховых компаний, «Эксперт» попросил рассказать генерального директора Военно-страховой компании (ВСК) Сергея Алмазова.

— Насколько тяжелая ситуация сложилась на страховом рынке?

— Страховой рынок не работает в автономном режиме от всей российской экономики и не может не испытывать влияния разворачивающего кризиса. Естественно, все страховщики понесли потери от инвестиций на фондовом рынке, ведь до 10 процентов страховых активов были вложены в ценные бумаги.

Кризис не случился в один день, у нас было время выстроить линию поведения и подготовиться к сложным временам. Если посмотреть статистику российского страхового рынка за 2008 год, то сборы премий по страхованию иному, чем страхование жизни, снижались от квартала к кварталу: со 123 миллиардов рублей в первом квартале до 93,5 миллиарда в четвертом. Влияние кризиса ощущалось уже со второго квартала прошлого года.

Мы относительно безболезненно пережили первую волну кризиса, поскольку сумели оперативно минимизировать основные управленческие и операционные расходы, а также благодаря тому, что заблаговременно осуществляли многомиллионные инвестиции в развитие IT-технологий, без которых взаимодействие между головным офисом и филиалами компании сегодня было бы невозможно.

К сожалению, создавшаяся в экономике ситуация зачастую используется для сведения счетов и недобросовестной конкурентной борьбы. Не зря нынешний кризис называют кризисом доверия. В нынешнее непростое время отдельные страховщики будут стараться переманить клиента любой ценой — вплоть до откровенного демпинга. Основная дискуссия между страховщиками и их клиентами в нынешнем году сведется к обсуждению цены страховой защиты: почему она стоит дороже, чем у ряда других компаний.

— Насколько, на ваш взгляд, эффективны принимаемые правительством антикризисные меры?

— Нет причин сомневаться в том, что глобальный экономический кризис носит мультифакторный характер. Из главных причин кризиса выделим две: экономика, ориентированная на потребление и раздувание балансов компаний финансового сектора. Как результат — взрывной рост производных финансовых инструментов, кризис доверия между кредитными организациями.

Серьезным дестабилизирующим фактором для российской экономики явилась ее к

У партнеров

    «Эксперт»
    №21 (659) 1 июня 2009
    Конкурс русских инноваций
    Содержание:
    Мы не забыли о творчестве

    В Центральном доме ученых 28–29 мая прошли Дни русских инноваций. Во второй день были вручены традиционные призы Конкурса русских инноваций, который наш журнал проводит уже восьмой год подряд

    Обзор почты
    Реклама