Грядут китайские гибриды

Международный бизнес
Москва, 08.06.2009
«Эксперт» №22 (660)
Автокомпании из КНР не могут на равных конкурировать с иностранными в производстве современных автомашин. Поэтому цель китайского автопрома — стать лучшими в разработке автомобиля ближайшего будущего

Малоизвестная китайская машиностроительная компания Sichuan Tengzhong купила у General Motors бренд Hummer. Сделка выглядит несколько необычно — Sichuan Tengzhong занимается производством дорожной техники, зачем ей Hummer — не совсем понятно.

Наиболее простое объяснение: китайцы планируют активно развивать дилерскую сеть Hummer внутри Китая, где рынок внедорожников растет на 30% в год. К тому же Tengzhong будет поставлять комплектующие для заводов GM в США (они не являются предметом сделки). Но есть и менее очевидная версия: сегодня китайские власти, напротив, не заинтересованы в появлении новых автомобильных компаний внутри страны и ставят на рост и развитие уже существующих автогигантов. Единственная возможность для новых игроков из Китая занять свое место на рынке легковых авто — покупка активов за рубежом. Сегодня они часто стоят дешевле китайских компаний, которые к тому же и не продаются.

Продуманный успех

Секрет успеха китайских автомобильных компаний прост и легко разлагается на составные части. Во-первых — фактический запрет на импорт автомобилей из-за рубежа в 90-х годах ХХ века, что вынудило иностранные компании начать производство в Китае, причем в форме партнерства с местными игроками — по-другому китайские власти начинать производство не разрешали.

Во-вторых — совершенная беззастенчивость и даже наглость в копировании западных образцов, в том числе и со стороны китайских партнеров совместных предприятий. Сегодня почти у каждой компании из первой десятки есть свои шаньчжайные* «Тойоты» и БМВ, которых они совершенно не стесняются. На последнем автошоу в Шанхае в апреле этого года одна из китайских бюджетных компаний, Geely, продемонстрировала автомобиль представительского класса, подозрительно напоминающий Rolls Royce Phantom, что произвело сильное впечатление даже на привыкших, казалось бы, ко всему иностранных производителей.

В-третьих — ставка на развитие технологий будущего с акцентом на экологичность и экономичность. Сегодня амбиции уже не скрываются. «В течение ближайших пяти лет Китай превратится в законодателя мод в автомобилестроении», — заявил в интервью «Эксперту» президент шанхайского консалтингового агентства China Market Research Шон Рэйн.

Наконец, в начале этого года на полную мощь заработал и четвертый фактор: Китай впервые стал крупнейшим в мире автомобильным рынком. Продажи здесь продолжают расти, несмотря на кризис, что еще больше увеличивает отрыв от лидировавших ранее США. За первые четыре месяца этого года в КНР было продано 3,83 млн автомобилей по сравнению с 3 млн в США. Особенно впечатляющими стали апрельские показатели, когда было продано боле 1 млн 150 тыс. автомобилей, или на 25% больше, чем в апреле прошлого года. Реализация же легковых автомобилей увеличилась на целых 37,7%. Увеличение продаж в первую очередь связано с политикой китайских властей, вполовину снизивших налог на покупку малолитражных авто (на них пришелся 71% всех продаж) и субсидировавших покупку крестьянами мини-вэнов и легких грузовиков

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (660) 8 июня 2009
    Автопром
    Содержание:
    Почем Opel для народа

    Покупка концерна Opel группой инвесторов во главе со Сбербанком позволит появиться новому крупному игроку в мировом автопроме. Есть шанс, что этот игрок сможет вывести из кризиса российскую автомобильную индустрию

    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама