Карта Азии на закате Европы

Наталия Курчатова
8 июня 2009, 00:00

Один из лидеров немецкоязычной «поп-литературы», Кристиан Крахт в свое время немало поездил по миру — и не только как рефлексирующий бездельник, но и как журналист. В новый его сборник вошли путевые заметки из двух оригинальных книг — «Новая волна» и «Желтый карандаш».

Карта мира Крахта — это прежде всего места «интересные», а «признак того, что ты попал из неинтересной части мира в интересную, когда людям до тебя нет дела». Признанные туристические точки автора не просто отпугивают — зачастую публика, обретающаяся там, вызывает в нем едкое раздражение, как, например, западные дауншифтеры в Гоа. Оказываясь в Камбодже, Афганистане, Монголии, Парагвае или Азербайджане, примеряя на Украине одежду по местной мужской моде — рубашка навыпуск и ботинки с невероятно острыми носами, — автор держит хороший баланс между иронией и вовлеченностью; этот везунчик из благополучной Швейцарии (Крахт — сын и. о. гендиректора крупнейшего издательства «Аксель Шпрингер АГ») не питает никаких иллюзий относительно себя и себе подобных. Красной нитью проходит мысль о том, что чтение Т. С. Элиота в марихуановом бреду все-таки довольно сомнительное оправдание жизни как бесконечного трипа.

Иные главы Крахта читаются как прекрасные и вполне самодостаточные новеллы, некоторые — как заметки на салфетках, но общим остается ощущение современной западной цивилизации как сообщества лишних людей. Печальное, в общем, ощущение, особенно учитывая уже имеющийся прецедент в отечественной культуре. С той разницей, что герои русской литературы XIX века имели со своей питательной средой, сиречь народом, хоть какую-то однокоренную связь. Чего никак нельзя сказать о «золотом миллиарде» и питающем его третьем мире, которые друг другу, по Крахту, все равно что жители окрестностей Альфы Центавра обитателям созвездия Лебедя.