Карта Азии на закате Европы

Книги
Москва, 08.06.2009
«Эксперт» №22 (660)

Один из лидеров немецкоязычной «поп-литературы», Кристиан Крахт в свое время немало поездил по миру — и не только как рефлексирующий бездельник, но и как журналист. В новый его сборник вошли путевые заметки из двух оригинальных книг — «Новая волна» и «Желтый карандаш».

Карта мира Крахта — это прежде всего места «интересные», а «признак того, что ты попал из неинтересной части мира в интересную, когда людям до тебя нет дела». Признанные туристические точки автора не просто отпугивают — зачастую публика, обретающаяся там, вызывает в нем едкое раздражение, как, например, западные дауншифтеры в Гоа. Оказываясь в Камбодже, Афганистане, Монголии, Парагвае или Азербайджане, примеряя на Украине одежду по местной мужской моде — рубашка навыпуск и ботинки с невероятно острыми носами, — автор держит хороший баланс между иронией и вовлеченностью; этот везунчик из благополучной Швейцарии (Крахт — сын и. о. гендиректора крупнейшего издательства «Аксель Шпрингер АГ») не питает никаких иллюзий относительно себя и себе подобных. Красной нитью проходит мысль о том, что чтение Т. С. Элиота в марихуановом бреду все-таки довольно сомнительное оправдание жизни как бесконечного трипа.

Иные главы Крахта читаются как прекрасные и вполне самодостаточные новеллы, некоторые — как заметки на салфетках, но общим остается ощущение современной западной цивилизации как сообщества лишних людей. Печальное, в общем, ощущение, особенно учитывая уже имеющийся прецедент в отечественной культуре. С той разницей, что герои русской литературы XIX века имели со своей питательной средой, сиречь народом, хоть какую-то однокоренную связь. Чего никак нельзя сказать о «золотом миллиарде» и питающем его третьем мире, которые друг другу, по Крахту, все равно что жители окрестностей Альфы Центавра обитателям созвездия Лебедя.

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (660) 8 июня 2009
    Автопром
    Содержание:
    Почем Opel для народа

    Покупка концерна Opel группой инвесторов во главе со Сбербанком позволит появиться новому крупному игроку в мировом автопроме. Есть шанс, что этот игрок сможет вывести из кризиса российскую автомобильную индустрию

    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама