Почем Opel для народа

Тема недели
Москва, 08.06.2009
Покупка концерна Opel группой инвесторов во главе со Сбербанком позволит появиться новому крупному игроку в мировом автопроме. Есть шанс, что этот игрок сможет вывести из кризиса российскую автомобильную индустрию

30 мая правительство Германии официально объявило о своем выборе тех, кто будет контролировать европейские активы банкротящейся американской корпорации General Motors (GM). В борьбе за контрольный пакет немецкой компании Adam Opel победу одержал консорциум инвесторов, состоящий из канадского производителя автозапчастей Magna и российского Сбербанка. Magna получит 20% акций этой структуры, а Сбербанк — 35%. Еще 35% останутся у прежнего владельца — GM. Оставшиеся 10% акций будут на руках у сотрудников Opel.

Последовавшая за этим череда шумных заявлений о подписанном соглашении, к сожалению, не внесла ясности в то, что все-таки представляет собой Adam Opel, какие активы в него войдут в рамках сделки и во сколько обойдется эта покупка. Более того, пока не до конца ясно, какие цели преследует Сбербанк, став совладельцем этих активов. Объявлено лишь, что «индустриальным партнером» альянса Magna-Сбербанк может стать российская группа ГАЗ.

Все участники сделки раскрывать подробности отказываются. Лишь пресс-секретарь GM Europe Карин Кирхнер слегка приоткрыла завесу тайны, пояснив, что «коммерческие структуры, собственность GM, а также заводы Opel и Vauxhall (британская “дочка” Opel, работающая под собственным брендом. — “Эксперт”) ранее были сведены под крышу немецкой фирмы Adam Opel GmbH (см. карту. — “Эксперт”). Сейчас большая часть долей Adam Opel переведена в доверительное управление управляющей компании (остальные доли остаются у GM) на время заключительных переговоров с Magna и Сбербанком». По всей видимости, Сбербанк и Magna станут покупателями именно немецкой компании Adam Opel. Правда, по некоторым сведениям, в структуру сделки могут войти не только заводы Opel, но и бизнесы по выпуску автомобилей в России и СНГ, акционером которых был GM («GM-АвтоВАЗ», GM-Uzbekistan и прочие). Но этот вопрос остается открытым.

Сумма сделки тоже неизвестна. В разных источниках называются разные цифры — либо 500, либо 700 млн евро — это те первоначальные вложения, которые внесут за 55% этой структуры Magna и Сбербанк. Но размер проданного пакета в 55% акций Opel вроде как тоже может измениться. Пока есть лишь три странички соглашения о том, как будут переданы технологии, кому достанутся лицензии, бренды и прочее. Предполагается, что финальное соглашение между сторонами будет подписано через три-четыре недели.

Несмотря на множество неопределенностей, мало кто может возразить, что шанс, который в данном случае представился русским, упускать было нельзя. Так или иначе, эта сделка может помочь в решении двух основных задач: во-первых, в закреплении кооперационных связей и дальнейшей интеграции России с Европой, а во-вторых, в лице Opel в наших руках появится более внятный инструмент для оплодотворения российского автопрома европейским донором. Задача эта в интересах обеих сторон. Мы получим от них технологии и компетенции, они — наш динамично растущий рынок, который в прошлом году входил в пятерку крупнейших в мире (см. таблицу 1). «Мы заинтересованы в том, чтобы с п

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (660) 8 июня 2009
    Автопром
    Содержание:
    Почем Opel для народа

    Покупка концерна Opel группой инвесторов во главе со Сбербанком позволит появиться новому крупному игроку в мировом автопроме. Есть шанс, что этот игрок сможет вывести из кризиса российскую автомобильную индустрию

    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама