Малые банки для малого бизнеса

Малый и средний бизнес будут кредитовать небольшие банки. Для крупных кредитных организаций сегмент становится менее интересным

В 2008 году общий портфель кредитов, выданных субъектам малого и среднего предпринимательства, увеличился на 34% (против 83% годом ранее) и составил около 2,3 трлн рублей. Темпы роста сегмента по итогам 2008 года практически сравнялись с темпами роста корпоративного и розничного кредитования (см. график 1). Результат достаточно скромный, если учесть и «низкую базу», с которой рос рынок, и декларируемый интерес банков к развитию кредитования МСБ, и широко анонсируемые меры по государственной поддержке малого предпринимательства. «Сокращение объемов кредитования началось в сентябре прошлого года, сейчас многие банки восстановили свои программы кредитования, но, к сожалению, сам рынок сжался. Соответственно, потребность в кредитных ресурсах на рынке стала меньше, чем она была, допустим, в августе. Это связано с тем, что количество работающих компаний уменьшилось», — отмечает Елена Махота, вице-президент, директор департамента малого и среднего бизнеса ОАО «Промсвязьбанк».

Региональные банки, утратив в ходе кризисных явлений возможность активной работы с крупными корпоративными клиентами и столкнувшись с ухудшением качества задолженности физических лиц, начали засматриваться на сегмент МСБ. Топ-10 банков — участников рынка МСБ выдали малому и среднему бизнесу во втором полугодии 2008 года на 17,8% меньше кредитов, чем в первом. Небольшие же региональные игроки, наоборот, нарастили выдачу ссуд на 15%. Размеры портфелей показывают аналогичную динамику: сокращение для топ-10 во втором полугодии составило порядка 1,2%, «регионалы» же подросли на 5,6%. Доля банков, не входящих в топ-10, по нашим оценкам, выросла с 60 до 62%. Крупные игроки сейчас заинтересованы в первую очередь в корпоративных заемщиках, утративших доступ к публичным финансовым рынкам.

Переломный 2008-й

Следует отметить, что первое полугодие 2008 года было для сегмента довольно удачным. Практически все банки продолжали достаточно агрессивно наращивать портфели кредитов МСБ. Темп прироста портфеля ссуд МСБ за первое полугодие 2008 года по сравнению с концом 2007-го составил 27,93%. Даже когда розничное кредитование и ипотека уже перешли в разряд «слишком рискованных» направлений бизнеса, интерес к развитию сотрудничества с малыми предприятиями сохранялся. В первом полугодии для банков по-прежнему были актуальны преимущества малого и среднего бизнеса по сравнению и с корпоративным, и с розничным кредитованием. С одной стороны, работа с МСБ давала более высокую диверсификацию кредитного портфеля по срокам и объемам, чем кредитование крупных предприятий. С другой стороны, уровень просроченной задолженности в сегменте традиционно был ниже и рос медленнее, чем в рознице. Эти преимущества были очень важны для крупных банков, стремившихся к диверсификации бизнеса и создававших систему технологичного поточного кредитования малых предпринимателей по всей стране на базе филиальных сетей.

Во втором полугодии, с ухудшением экономической ситуации, эти преимущества стали казаться уже не столь очевидными: прирост портфелей МСБ на балансах банков только 4,81% по сравнению с первым. Борьба за сокращение издержек заставила вспомнить, что работа с малым бизнесом требует существенных операционных затрат на выдачу кредита. Кроме того, неожиданно быстро (опережающими темпами) стала расти просроченная задолженность в сегменте юридических лиц (см. график 2).

У крупных банков открылись новые возможности: публичные рынки оказались закрыты, и крупные корпоративные заемщики выстроились в очередь за банковскими кредитами. Возможно, именно этими тенденциями и обусловлено сокращение во втором полугодии 2008 года портфеля кредитов МСБ у Сбербанка (-5,8%) и банка «Уралсиб» (-14,6%). Вместе с тем среди малых и средних банков столь значительного сокращения портфелей не произошло.

В целом из 50 банков, раскрывших данные по портфелю кредитов МСБ, 25 продемонстрировали сокращение портфеля во втором полугодии. Пока большинство банков по-прежнему «сидит в ликвидности» и кредитует либо очень надежных заемщиков, либо заемщиков, на которых указывают акционеры. Однако когда рынки начнут оживать, проблему кредитования малого и среднего бизнеса по-прежнему будут решать малые и средние банки — крупные игроки, скорее всего, будут осваивать корпоративный спрос и возрождать более понятное (с точки зрения рисков) розничное кредитование.

Испытательный срок

Банки, ориентированные на прочные позиции в сегменте кредитования малого и среднего бизнеса, должны успешно справиться с двумя проблемами, которые возникли под влиянием негативных макроэкономических тенденций.

Первым и главным вопросом остается привлечение финансовых ресурсов на кредитование МСБ. Здесь важную роль будет играть в том числе и государственная поддержка. По нашим оценкам, объем рефинансирования кредитов МСБ, декларированный, в частности, Внешэкономбанком (30 млрд рублей через Российский банк развития, что составляет лишь около 1,5% от объема рынка) в течение 2009 года не будет оказывать существенного влияния на поддержку рынка. Объемы поддержки должны быть расширены, по крайней мере до 150 млрд рублей.

Вторая трудность, с которой придется столкнуться, — рост просроченной и пролонгированной задолженности. В контексте кредитования МСБ проблема приобретает новое звучание. Во-первых, малые предприниматели, как правило, являются более дисциплинированными заемщиками, чем крупные корпорации, и если уж малый бизнес допускает просрочку по банковскому кредиту, значит, возникли действительно серьезные финансовые трудности. Во-вторых, в том случае, если банк работает с МСБ без обеспечения должной географической и отраслевой диверсификации (скажем, кредитует сельское хозяйство в рамках одного региона), он может неожиданно (в случае ухудшения экономической ситуации) столкнуться с необходимостью реализации множества мелких однотипных залогов в одном регионе, что не позволит в полной мере компенсировать потери от невозврата кредитов. «Если раньше одной из ключевых тем кредитования было кредитование на оборотные средства под залог товаров в обороте, то с сентября-октября подавляющее число банков либо вовсе прекратило, либо резко ограничило кредитование. Сегодня банки готовы принимать в залог недвижимость, автотранспорт, оборудование. И по всем видам залогов существенно увеличен дисконт: с докризисных 15–25 до 40–50 процентов», — рассказывает Анатолий Хвостиков, директор по работе с малым бизнесом ОАО «Росбанк». Кроме того, в период кризиса возрастают риски мошенничества со стороны малых предпринимателей — многие могут пойти на «запланированные банкротства» или придумать другие ходы, позволяющие избежать платежей по кредиту.

С другой стороны, те, кто успешно преодолеет эти вызовы, в перспективе станут более устойчивыми и конкурентоспособными игроками, готовыми возобновить стремительный рост при наступлении экономической стабильности. «В кризисе, как принято сейчас говорить, есть свои положительные стороны, он в данном случае позволяет выявить, а что на рынке, собственно, было реальным, не раздутым. С точки зрения рынка этот этап полезен тем, что можно трезво оценить, что мы построили, насколько это надежно, насколько это стабильно. Кризис прибавил дисциплинированности и заемщикам: на растущем рынке легко брать кредиты в счет будущих результатов. Сейчас же предприниматели должны учиться работать в условиях жесткой долговой нагрузки. В целом я бы охарактеризовала этот этап как логичное продолжение бурного роста», — комментирует Надия Черкасова, председатель правления национального банка «Траст».