Полустанок меж двух столиц

Григорий Марченко
15 июня 2009, 00:00

Когда закончится финансовый кризис, Тверская область может развить очень высокие темпы экономического роста, если эффективно распорядится своим важнейшим преимуществом — положением между разбогатевшими Москвой и Санкт-Петербургом

Тверскую область не сравнить с сырьевыми регионами, которые благодаря добыче природных богатств благоденствовали до кризиса. Здесь тоже есть вполне ценные ресурсы: чистый воздух, много лесов, воды, в том числе и минеральной, энергетический торф. Но только наличие таких богатых соседей, как московский и петербургский регионы, способно превратить область в одну из самых быстроразвивающихся точек европейской части России в XXI веке. Примеры того, что подобный путь реален, — Московская область, до кризиса вполне неплохо жившая за счет элементарного обслуживания столицы, а в 90-х годах — маленький город Чудово в Новгородской области, оседлавший железную дорогу Москва-Санкт-Петербург и автотрассу М-10.

Впрочем, в случае нерасторопности властей или ошибочности принимаемых решений тот же самый фактор может привести к пагубным последствиям для Тверской области. Дело в том, что Москва и Санкт-Петербург — мощные полюса притяжения для наиболее экономически активной граждан области. За последние 80 лет население уменьшилось более чем в два раза — люди покинули регион и осели в мегаполисах и прилегающих к ним областях. С 1992 года стала снижаться и численность городского населения, которое сократилось на 170 тыс. человек; возрастной баланс сильно сместился в сторону более старших поколений. Из экономически процветающего края с зажиточным сельским населением, каким была Тверская губерния еще столетие назад, регион превратился в депрессивный и малонаселенный. И эта тенденция сохраняется.

Сегодня перед Тверской областью стоит неотложная задача организации «нового экономического роста», превращения из «полустанка» в узловой для двух столиц регион.

Все, что нужно для успеха

Для решения этой задачи у Тверской области есть практически все условия. Прежде всего следует упомянуть сложившуюся достаточно диверсифицированную структуру экономики (см. график 1), а также обширные свободные территории, что делает регион привлекательным для размещения производств, нуждающихся в наличии смежников. Более половины товаров и услуг в области приходится на промышленность. Остальная экономика представлена сельским хозяйством, строительством, розничной торговлей и транспортом примерно в равных долях. Вместе с тем отсутствие явного локомотива экономики (отрасли или промышленно-производственного кластера) создает определенные трудности для формирования промышленной политики и стимулирования экономического роста.

Кризисные явления затронули пока лишь машиностроение и некоторые другие сектора экономики Тверской области. Регион находится почти на среднероссийском уровне по темпам падения промышленного производства (см. график 2), столкнувшегося с сокращением спроса на продукцию. Потребовалась помощь премьер-министра Владимира Путина, чтобы обеспечить Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ), крупнейшее предприятие отрасли, работой до конца года. По словам Владимира Савина, члена Совета Федерации, экс-директора ТВЗ, в 2009 году правительство гарантировало закупку примерно 700 вагонов: «Для нормальной работы достаточно 860 вагонов, если уволить лишних людей, которых мы специально взяли под большой заказ 2008 года. Но поскольку процесс изготовления вагонов усложнился, и они подорожали, то по стоимости 700 вагонов примерно равны 860 — 16 миллиардов рублей».

Еще одна особенность Тверской области — наиболее крупные предприятия (Калининская АЭС, Конаковская ГРЭС, ТВЗ, Тверской экскаваторный завод и др.) являются дочерними структурами российских компаний со штаб-квартирами за пределами региона. С одной стороны, такое положение должно повышать их финансово-экономическую устойчивость (хотя ситуация на ТВЗ показывает, что это не гарантия от бед), а следовательно, и тверской экономики; но, с другой стороны, это создает зависимость от смены интересов нерезидентов, осложняет взаимодействие с бизнесом по решению местных экономических и социальных вопросов.

Калининская АЭС и Конаковская ГРЭС делают регион энергоизбыточным. Для обеспечения перспективного экономического развития энергия есть, но большая протяженность местной сети электропередачи и износ обслуживающего ее оборудования повышают издержки и, соответственно, стоимость электроэнергии для тверских потребителей.

По своему туристско-рекреационному потенциалу Тверская область лишь немного уступает Ярославской и Вологодской, опережая Новгородскую. Причем масштабы региона таковы, что впору создавать собственное туристическое Тверское кольцо, по аналогии с Золотым кольцом Подмосковья и Серебряным кольцом в окрестностях Санкт-Петербурга, которое предложила организовать губернатор Валентина Матвиенко. Но для этого пора более решительно переходить от «дикого» и «палаточного» туризма, вносящего несущественный вклад в экономику региона, к созданию современной туристической инфраструктуры, соответствующей европейским стандартам: с уютными гостиницами, обустроенными туристическими маршрутами, качественной сферой обслуживания.

В планах организовать в области восемь туристических зон, таких как «Селигер», «Великое троеградье» (Тверь, Торжок, Старица), «Балтийская стрела» (лесные территории на юго-западе области), «Русская Венеция» (Вышний Волочек) и другие. Проводимые работы уже дают определенный результат. Если в 2007 году область посетили более 980 тыс. туристов, то в 2008-м — 1,8 млн. Но качественный состав этого туристического потока пока не соответствует поставленной цели довести долю туризма в ВРП области с нынешних примерно 1,5% до 2,2% к 2010 году.

Состояние окружающей среды позволяет производить в регионе экологически чистую сельхозпродукцию, спрос на которую растет. Однако экономически состоявшимися предприятиями можно назвать только племзавод «Заволжское», птицефабрику «Верхневолжская» и ЗАО «Калининское», которые вошли в число 300 наиболее крупных и эффективных российских предприятий в этой сфере. Конечно, Тверская область относится к зоне рискового земледелия, но при наличии успешных предприятий это не объясняет невысокой эффективности местного сельского хозяйства.

Неплохо в регионе обстоят дела с научным потенциалом. На территории Тверской области работают два университета, три академии, 54 крупные и средние научно-исследовательские организации. Правда, более высокий уровень оплаты труда и лучшие условия жизни в Москве и Санкт-Петербурге способствуют оттоку интеллектуального капитала из региона.

Наживки для инвестора

Более полной реализации возможностей развития Тверской области препятствует недостаточная инвестиционная привлекательность региона. Связано это с тем, что на протяжении последних лет в области неуклонно растет инвестиционный риск (см. диаграмму 4), по которому она занимает последнее место в Центральном федеральном округе. Определяется эта тенденция прежде всего вымыванием наиболее активной и квалифицированной части населения и растущим недовольством людей увеличивающейся в связи с экономическим кризисом безработицей, подскочившей по официальным данным в три раза (до 14 тыс. человек), и не улучшающимися условиями жизни. В 2007 году, например, область заняла четвертое место в стране по уровню аварийности в системе ЖКХ. Протестные настроения проявились, в частности, в результатах недавних выборов в законодательные собрания Вышнего Волочка и Твери, на которых победили коммунисты.

Рост совокупного риска в какой-то степени компенсируется усилиями тверских властей по продвижению области, привлечению инвесторов. Для них проводятся презентационные мероприятия, созданы неплохие инвестиционные условия, система поддержки и сопровождения проектов. Так, налоговым резидентам предоставляется освобождение от уплаты налога на прибыль в размере четырех процентов и стопроцентное освобождение от уплаты налога на имущество на срок окупаемости проекта, но не более чем на семь лет в случае, если объем инвестиций по проекту превысит 150 млн рублей за три года. На реализацию же инвестиционных проектов объемом до 5 млн рублей предоставляется бюджетная компенсация в размере половины ставки по кредитам, взятым в банке. В зависимости от объемов предполагаемых поступлений от проекта область оказывает инвестору услуги в строительстве дорог, подведении инженерных коммуникаций к площадке. Необходимое условие при этом — чтобы затраты регионального и местного бюджетов не превышали объемов будущих налоговых поступлений.

В настоящее время в Тверской области реализуется свыше 60 проектов в различных отраслях общим объемом инвестиций около 170 млрд рублей и с перспективой создания свыше 20 тыс. рабочих мест. Среди инвесторов — Arcelor-Mittal (Люксембург) Ahlstrom и Paulig (Финляндия), Shell (Великобритания). Продолжается экспансия московского капитала в Тверскую область. Свежий пример — соглашение администрации Тверской области и Группы компаний «СУ-155» о льготной программе ипотечного кредитования с компенсацией первоначального взноса, подписанное весной текущего года. Московский и питерский капитал интересуют прежде всего тверская земля под строительство, льняной и лесной комплексы, а также туризм.

Инвестиционные проекты осуществляются практически по всей территории области. Одними из самых перспективных выглядят создаваемые здесь промзоны «Боровлево-1» и «Боровлево-2», которые находятся на пересечении федеральной автотрассы Москва-Санкт-Петербург и Бурашевского шоссе в нескольких километрах южнее Твери, а также промзона «Редкино» вблизи границы с Московской областью. В «Боровлево-1» разместятся гипермаркет Cash & Carry Selgros и строительный гипермаркет OBI, торгово-развлекательный центр ABC Electronics, автоцентры Nissan, Skoda, Peugeot, транспортная компания «Гема», типографский комплекс «Парето-Принт» мощностью 69 млн экземпляров книг и брошюр в год (около 8% российского книжного рынка). В «Боровлево-2» — заводы отделочных материалов «Минерит» и стройматериалов «БиГ», завод по производству торгового оборудования Rasec-Vostok, операционно-логистический комплекс «Озон». В настоящее время к проектным и строительным работам приступили более десяти компаний. В «Редкино» обосновались шесть компаний, три из которых иностранные. В частности, финская Ahlstrom запустила здесь завод по производству стеклополотна.

И все же, несмотря на все усилия администрации по привлечению инвесторов, Тверская область занимает весьма скромные места как по общему объему реально привлеченных инвестиций, так и по удельным показателям. Несколько улучшается ситуация лишь с прямыми иностранными инвестициями.

Торможение на автобане

В развитии Москвы и Санкт-Петербурга все сильнее просматриваются тенденции взаимного экономического тяготения двух мегаполисов и окружающих их областей. Высокоскоростная железнодорожная магистраль и новая скоростная платная автодорога Москва—Санкт-Петербург должны дать таким тенденциям мощный импульс, а у Тверской области может появиться шанс прицепиться к этим локомотивам.

Но если пуск скоростной железной дороги в принципе уже не за горами, то со строительством автобана дело явно затягивается. Еще в апреле 2006 года председатель комитета по архитектуре и градостроительству Москвы Александр Кузьмин уверял, что автомагистраль будет построена не позднее чем через три года. В апреле 2008-го министр транспорта Игорь Левитин назвал уже совсем иные сроки: первый участок дороги между 15-м и 58-м километрами будет закончен ориентировочно лишь к 2012 году. А сдача всей магистрали запланирована аж на 2020 год.

Безусловно, строительство автодороги между Москвой и Петербургом — непростая задача. На территории Тверской области, например, много водных преград, болот и лесов, требующих сложных инженерных решений и немалых финансовых затрат. Вероятно, для отечественных инвесторов и подрядчиков это слишком масштабный и сложный проект. Но ясно также, что для регионов, и прежде всего Тверской области, зажатых меж двух столиц и раздираемых их полями притяжения, столь далекая перспектива, как 2020 год, не очень приемлема — затягивание с созданием условий для «нового экономического роста» региона увеличивает его риски. Строительство автомагистрали нужно как-то ускорить, возможно, путем привлечения иностранных компаний и капитала, если уж сами не можем. Тем более что на очереди уже стоит не менее масштабный и важный проект — трасса Москва-Рига, кратчайший выход в Западную Европу.

Некая медлительность просматривается не только в строительных работах. Так, до сих пор не решен вопрос о расширении придорожной полосы, отводимой под организацию хозяйственной деятельности, с нынешних 15 метров до необходимых для бизнеса 100–150 метров. Ни одна платная дорога не окупает себя за счет сбора денег за проезд, говорит вице-президент Российской академии транспорта Евгений Лобанов. Только доходы от хозяйственной деятельности на полосе отвода позволят инвестору окупить свои вложения и получить прибыль. Вдоль этих магистралей должны также возникнуть промышленные площадки, ремонтные базы и логистические комплексы, ориентированные на емкие рынки московского и петербургского регионов.

Первостепенные шаги по ускорению экономического развития Тверской области

1. Повысить инвестиционную привлекательность территории.
2. Кардинально улучшить условия жизни населения.
3. Активнее привлекать крупный московский, петербургский и европейский капитал.
4. Активнее позиционировать область как регион перспективного развития.
5. Ускорить строительство современных авто- и железнодорожных магистралей, которые должны стать опорными осями экономического развития.
6. Усилить акцент на развитие современной инфраструктуры туризма.