Полустанок меж двух столиц

Спецвыпуск
Москва, 15.06.2009
Когда закончится финансовый кризис, Тверская область может развить очень высокие темпы экономического роста, если эффективно распорядится своим важнейшим преимуществом — положением между разбогатевшими Москвой и Санкт-Петербургом

Тверскую область не сравнить с сырьевыми регионами, которые благодаря добыче природных богатств благоденствовали до кризиса. Здесь тоже есть вполне ценные ресурсы: чистый воздух, много лесов, воды, в том числе и минеральной, энергетический торф. Но только наличие таких богатых соседей, как московский и петербургский регионы, способно превратить область в одну из самых быстроразвивающихся точек европейской части России в XXI веке. Примеры того, что подобный путь реален, — Московская область, до кризиса вполне неплохо жившая за счет элементарного обслуживания столицы, а в 90-х годах — маленький город Чудово в Новгородской области, оседлавший железную дорогу Москва-Санкт-Петербург и автотрассу М-10.

Впрочем, в случае нерасторопности властей или ошибочности принимаемых решений тот же самый фактор может привести к пагубным последствиям для Тверской области. Дело в том, что Москва и Санкт-Петербург — мощные полюса притяжения для наиболее экономически активной граждан области. За последние 80 лет население уменьшилось более чем в два раза — люди покинули регион и осели в мегаполисах и прилегающих к ним областях. С 1992 года стала снижаться и численность городского населения, которое сократилось на 170 тыс. человек; возрастной баланс сильно сместился в сторону более старших поколений. Из экономически процветающего края с зажиточным сельским населением, каким была Тверская губерния еще столетие назад, регион превратился в депрессивный и малонаселенный. И эта тенденция сохраняется.

Сегодня перед Тверской областью стоит неотложная задача организации «нового экономического роста», превращения из «полустанка» в узловой для двух столиц регион.

Все, что нужно для успеха

Для решения этой задачи у Тверской области есть практически все условия. Прежде всего следует упомянуть сложившуюся достаточно диверсифицированную структуру экономики (см. график 1), а также обширные свободные территории, что делает регион привлекательным для размещения производств, нуждающихся в наличии смежников. Более половины товаров и услуг в области приходится на промышленность. Остальная экономика представлена сельским хозяйством, строительством, розничной торговлей и транспортом примерно в равных долях. Вместе с тем отсутствие явного локомотива экономики (отрасли или промышленно-производственного кластера) создает определенные трудности для формирования промышленной политики и стимулирования экономического роста.

Кризисные явления затронули пока лишь машиностроение и некоторые другие сектора экономики Тверской области. Регион находится почти на среднероссийском уровне по темпам падения промышленного производства (см. график 2), столкнувшегося с сокращением спроса на продукцию. Потребовалась помощь премьер-министра Владимира Путина, чтобы обеспечить Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ), крупнейшее предприятие отрасли, работой до конца года. По словам Владимира Савина, члена Совета Федерации, экс-директора ТВЗ, в 2009 году правительство гарантировало закупку примерно 700 вагонов: «Для н

У партнеров

    «Эксперт»
    №23 (661) 15 июня 2009
    Пикалево
    Содержание:
    Не тронь меня, я пикалевский гражданин

    Пикалевский конфликт, а вместе с ним и проблема моногородов вообще, может стать стартовой точкой формирования не стабилизационной экономической политики, а политики развития

    Спецвыпуск
    Спецвыпуск
    Спецвыпуск
    Международный бизнес
    На улице Правды
    Реклама