Федерализация поневоле

Политика
Москва, 22.06.2009
«Эксперт» №24 (662)
Окрик Дмитрия Медведева губернаторам в ходе недавнего селекторного совещания — мол, сами должны решать проблемы типа пикалевской — можно расценивать как свидетельство усиления давления центра на регионы. И скорее всего, субъективно он таковым и является. Но объективно все наоборот

Это первое свидетельство возрождающегося федерализма. Сама же тенденция федерализации является объективной и неизбежной потому, что федеральный центр не в состоянии финансировать растущие дефициты региональных бюджетов. Таким образом, растет уровень самого бесспорного федерализма — бюджетного. А он ходит рука об руку с политическим.

Бюджетный федерализм — это ведь не только возможность самостоятельно распоряжаться своими доходами, за которую когда-то бились богатые регионы. Это и необходимость самостоятельно разбираться с дефицитом. Такой вынужденный федерализм на самом деле гораздо надежнее дарованного. Его невозможно отобрать. То есть теоретически возможно — обменяв на деньги, но на практике Российская Федерация в ближайшие пару лет как минимум не увеличит поступления в свой бюджет. А по мере исчерпания Резервного фонда вынуждена будет сократить и объем средств, которые пока еще получают из центра региональные бюджеты.

Собственно, об этом уже объявил министр финансов, сообщивший, что расходы федерального бюджета-2010 будут уменьшены за счет федеральных целевых и адресных инвестиционных программ. «Программные» деньги, помимо собственно трансфертов, доставались в конечном счете именно регионам.

Кроме того, внимательно следя за ценой на нефть, мы как-то меньше интересуемся объемами внешнего кредитования российских банков. С другой стороны, это, наверное, и оправданно, так как интересоваться особенно нечем. Между тем наша экономика так и не научилась самообеспечиваться деньгами (разговоры о «финансовом суверенитете» еще год назад воспринимались как несовременные). И кризис нас пока ничему не научил. Но для развития экономики России, в том числе архиважного для многих регионов строительного сектора, иностранные деньги играли важнейшую роль. Именно на них наши банки развивали ипотеку. Да и не только ее.

Позиция банкиров, обещающих начать кредитование (тех, кто останется), когда экономика достигнет дна, определяется не только повышенной жадностью и сверхосторожностью. Нерешительность правительства, не спешащего заставить банки поделиться с реальным сектором полученными от бюджета деньгами, тоже объясняется не только нерасторопностью.

Разовая помощь бюджетным кредитом, полученная осенью банками, заместила прежний постоянный приток дешевых средств из-за рубежа. Раздашь деньги — с чем останешься?

Безденежье делает пустыми и разговоры об инновационном обновлении экономики. На что? Перепрофилирование, техническое перевооружение, строительство новых производств, которое могло бы толкнуть вверх экономику наиболее пострадавших от кризиса регионов, просто не на что проводить.

Ясно, что со своими проблемами каждый из регионов, кроме политически важных северокавказских республик, останется один на один. Действия федеральной власти подтверждают это.

Кроме приказа президента главам регионов быть самостоятельными следует упомянуть и другие примеры. Премьер-министр в Пикалеве не только сам «решал проблемы», но и устроил выволочку Сердюкову — за то, что тот вовремя н

У партнеров

    «Эксперт»
    №24 (662) 22 июня 2009
    Россия и Белоруссия
    Содержание:
    Лицемерное братство

    Проект Союзного государства России и Белоруссии несет в себе слишком много противоречий, чтобы пережить глобальный экономический кризис. Вопрос в том, кто сделает первый шаг к открытому пересмотру прежней модели взаимоотношений

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама