О свободе нечестной конкуренции

Разное
Москва, 22.06.2009
«Эксперт» №24 (662)

Я и раньше знал, что закон № 94-ФЗ, трактующий вопросы размещения госзаказов, достал всю Россию, но только опубликовав на эту тему колонку («О том, кому петь Лоэнгрина», № 15 от 20.04.09), воочию увидел, насколько всю и насколько достал. С того момента знакомые и незнакомые люди то устно, то письменно всё рассказывают мне постыдные и смешные истории о плодах этого треклятого закона — и нет таким историям конца и края. Не придумать лучшей иллюстрации к бессмертной формуле ЧВС: «Хотели как лучше — получилось как всегда». Во имя борьбы с коррупцией запретили чиновникам выставлять условия претенденту на подряд: нельзя ни поинтересоваться его квалификацией, ни спросить, имеются ли у него нужные мощности, — ничего нельзя. Намертво связали руки бюрократу! В результате расплодили такое разбазаривание казённых денег и такой денной грабёж, каких прежде и не видывали.

Вот пример. Крупный завод проигрывает тендер на модернизацию военных самолётов. Выигрывает какая-то мелкая фирмёшка: запросила меньшую сумму. Заводчане спрашивают у победителя: а где ты, скажем, вот такую плату возьмёшь — тебе же её сделать некем и не на чем? А победитель говорит: со старых самолётов наковыряем — или купим. При этом «купим» означает, по-видимому, «дадим на водку вашим же работягам — они нам через проходную вынесут»: за те деньги (да ещё, скорее всего, «минус откат»), за какие фирмёшка подрядилась выполнять модернизацию, ничего, кроме утилизации мусора и скупки краденого, не учинишь. 94-ФЗ во весь рост.

Есть две новости, хорошая и плохая. Хорошая состоит в том, что не так уж мало людей понимают потенциал деградации, заложенный в этом чудо-законе, а потому работают и будут работать над тем, чтобы его — поначалу хотя бы частично — нейтрализовать. О том, как бороться с этой моровой язвой, «Эксперт» ещё напишет — и, боюсь, не один раз. Плохая же новость в том, что авторы 94-ФЗ, ФАС и Минэкономразвития, по-прежнему в восторге от заложенной в нём идеологии и тиражируют её в областях, к госзаказу уже не относящихся.

Недавнее постановление правительства (№ 386 от 30.04.09) как раз в этом духе отрихтовало сотрудничество между банками и страховыми компаниями. До выхода этой бумаги у банков было в обычае давать страховым компаниям аккредитацию — и связывать предоставление кредитов со страхованием заёмщиками рисков именно в аккредитованных СК. Практика таких соглашений с годами становилась всё более цивилизованной, но ФАС продолжала считать, что пулы СК при банках нарушают свободу конкуренции среди страховых компаний, особо дискриминируя малые СК, — и вот пролоббировала названное постановление. Теперь требования банков к страховым организациям не могут включать: ограничений по уставному капиталу, по размеру страховых резервов и собственных средств, по наличию рейтинга российских и международных агентств. Узнаёте логику 94-ФЗ? Не смей спрашивать у мелкого жулика, берущегося модернизировать бомбардировщики, знает ли он закон Ома. Не спрашивай про страховщика, страхующего, например, имущество

У партнеров

    «Эксперт»
    №24 (662) 22 июня 2009
    Россия и Белоруссия
    Содержание:
    Лицемерное братство

    Проект Союзного государства России и Белоруссии несет в себе слишком много противоречий, чтобы пережить глобальный экономический кризис. Вопрос в том, кто сделает первый шаг к открытому пересмотру прежней модели взаимоотношений

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама