Пузырь, который украли

Русский бизнес
Москва, 06.07.2009
«Эксперт» №26 (664)
Когда-то капитализация медиахолдинга «РБК Информационные системы» превышала полтора миллиарда долларов. Сегодня — на порядок меньше. Неудивительно. Компания сейчас не только на грани банкротства, но и со злейшими нарушениями закона и стандартов корпоративного управления теряет свои активы

Генеральный директор медиахолдинга РБК Юрий Ровенский на прошлой неделе покинул компанию. «Не разделяю подхода основателей ОАО “РБК Информационные системы” к реструктуризации долга компании, — заявил он. — На мой взгляд, предпринимающиеся действия лишь затягивают решение проблемы. Это, в свою очередь, сказывается на финансовом положении холдинга и представляет реальную угрозу его дальнейшему существованию». По словам Ровенского, будучи гендиректором, он был связан внутрикорпоративными обязательствами и выполнял прямые указания совета директоров компании, не имея возможности обеспечить интересы всех акционеров. А в беседе с «Экспертом» г-н Ровенский дал понять, что для него последней каплей стал вывод активов с баланса публичной компании, главой которой он был.

Действительно, корпоративное безобразие в ОАО «РБК Информационные системы» (далее — холдинг РБК) с какого-то момента стало походить на истории середины 1990-х, в тогдашнем духе правового нигилизма, когда акционеров запросто можно было вычеркнуть из реестра. С некоторого времени основатели РБК перестали допускать крупных акционеров компании к управлению. А не так давно холдинг РБК, акционерами которого является множество иностранных и российских инвесторов, включая пенсионные фонды и страховые компании, за символическую плату продал на сторону, не получив на то согласия ключевых акционеров или независимых директоров в совете, основные «производственные» активы: телеканал, печатные СМИ и интернет-ресурсы. Действия основателей РБК можно было бы списать на желание спасти компанию от банкротства, но то, как это происходило, не лезет ни в какие ворота. Особенно цинично эти мероприятия выглядят после того, как отцы-основатели РБК несколько лет подряд всеми силами заставляли всех поверить, что РБК — это «голубая фишка» российского фондового рынка, транспарентная компания с высокими стандартами корпоративного управления и ответственности.

Не все то золото…

Холдинг РБК — одна из крупнейших российских медиакорпораций, объединяет ряд популярных СМИ в области телевидения, интернета и печатной прессы. Компании принадлежит телеканал деловых новостей РБК-ТВ, свыше 28 интернет-ресурсов, включая новостной портал www.rbc.ru, и ряд печатных изданий (газета «РБК Daily», журналы РБК, «Идеи вашего дома» и прочие). Весной 2002 года холдинг РБК стал публичной компанией, акции которой обращаются на бирже. С этого момента стартовал амбициозный проект, имевший целью капитализацию компании, а не выручку или прибыль. Чтобы поддерживать рынок своих акций в тонусе, холдинг регулярно запускал новые издания или сайты, стимулирующие активность биржевых игроков. Причем далеко не все они были оправданны с точки зрения собственно бизнеса.

Будучи динамично развивающейся компанией с множеством проектов, главным из которых стал телевизионный (РБК-ТВ), да еще и со всеми атрибутами правильной публичной корпорации, холдинг РБК стал желанной «фишкой» в портфелях инвесторов. Спрос на бумаги был настолько высок, что в короткие сроки дос

У партнеров

    «Эксперт»
    №26 (664) 6 июля 2009
    Недвижимость
    Содержание:
    Спекулянт. Лендлорд. Завхоз

    Ценовой пузырь на земельном рынке Москвы и Подмосковья сдувается. Это дает шанс на кардинальную перестройку всей жилищной сферы

    Экономика и финансы
    Спецвыпуск
    На улице Правды
    Реклама