В Москве, в зале «Красный Октябрь» проходит выставка победителей последнего конкурса World Press Photo — самого престижного и самого представительного в области репортажной фотографии.

Конкурс существует с 1955 года, и всякий раз работы нескольких десятков победителей путешествуют по странам мира, напоминая о событиях года прошедшего. И надо сказать, это, наверное, единственная крупная фотовыставка, на которой именно о качестве фотографий быстро перестаешь думать, потому что показанные там события просто не оставляют для этого сил. Нынешняя — не исключение. 2008 год: люди воюют, гибнут от катастроф и болезней, делая небольшой перерыв на Олимпийские игры. Но и они, эти Игры, по нечеловеческому напряжению — свидетельства тому отчаянно перекошенные лица, сведенные судорогой мышцы и присутствие крови на спортивных фото (снимки Винсента Лафоре для Newsweek, Ву Ксяолинга для новостного агентства «Синьхуа») — не уступают военным конфликтам.
Собственно говоря, экономический кризис — другое «приобретение» 2008-го — тоже, как оказалось, внешне больше всего напоминает эпизод городских боев. Речь о снимке американского фотографа Энтони Суо, получившем главный приз World Press Photo-2009. На нем полицейский, который, нацелив в пустоту пистолет, пробирается по пустому дому. В доме перевернуто все вверх дном, из-за чего поначалу кажется, что он подвергся артиллерийскому обстрелу. Но нет, просто жильцы, не сумевшие выплатить кредит, его покинули и, собираясь в спешке, оставили ненужные вещи в беспорядке. Но история не завершена, потому что в этом пустом доме могут окопаться те, у кого никакого дома нет и в помине, могут прятаться вооруженные бандиты, то есть там может быть все что угодно. Повадки полицейского, действующего так, будто он в одиночку штурмует убежище Саддама Хусейна, кажутся сначала избыточными, но потом начинают восприниматься как символ зыбкости сегодняшней жизни, от которой неизвестно чего ждать, в которой землетрясение сменяется стрельбой, а стрельба бытовой жестокостью. К слову сказать, сама серия фотографий Энтони Суо, сделанная для Time, из которой выбран снимок-призер, была представлена им в разделе «Повседневная жизнь».

Всего разделов около десятка. И неудивительно, что, когда повседневная жизнь подбрасывает такие сюжеты, самым вялым и наименее захватывающим оказывается раздел «Искусство и развлечения». Там все наоборот — там слишком много надо придумывать, чтобы событие состоялось. Единственный конкурент «главным новостям», «спорту» и «горячим точкам» — это «портреты». В них же в этом году вне конкуренции серия снимков, посвященных жизни румынских цыган. И только потому, что это удивительное племя сродни далекой галактике — украшает свои дома пестрыми коврами, плодится и богатеет так, будто всего того, чему ужасается весь остальной мир, и вовсе не существует.