Защита от налогового террора

Максим Рубченко
13 июля 2009, 00:00

Два законопроекта, внесенные недавно в Госдуму, серьезно ограничивают произвол фискальных и правоохранительных органов в налоговой сфере

По оценкам Министерства финансов, за первые пять месяцев текущего года в консолидированный бюджет поступило на треть меньше налоговых платежей, чем за аналогичный период 2008-го. Чтобы исправить ситуацию, Минфин предлагает увеличить акцизы на алкоголь (на 30% от сегодняшнего уровня), табачные изделия (в три раза к 2012 году), бензин (на 10%), а также поднять все госпошлины и налог на добычу полезных ископаемых для газовиков. Кроме того, на заседаниях правительства в последние месяцы неоднократно говорилось о необходимости усилить в период кризиса налоговое администрирование.

Что сулят бизнесу подобные инициативы и рассуждения, понятно — новые проблемы. И если повышение акцизов ударит по частным потребителям, то «улучшение налогового администрирования» грозит всему бизнесу ужесточением налогового террора. От сравнительно мягких форм, например затягивания возврата из бюджета налога на добавленную стоимость или зачета НДС, до самых жестких — активного возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям, как реальным, так и предполагаемым.

На предотвращение новой волны налогового террора как раз и направлены два законопроекта, недавно внесенные в Думу. Первый из них — поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие заявительный порядок возмещения налога на добавленную стоимость. «Основная проблема процедуры возмещения НДС — длительный срок рассмотрения налоговыми органами налоговой декларации, в которой заявлено право на возмещение, и прилагаемых к ней документов, — констатируется в пояснительной записке к законопроекту. — В настоящее время с момента подачи налоговой декларации и до момента вынесения решения о возмещении может пройти более четырех месяцев». Авторы законопроекта справедливо подчеркивают, что «это больше всего бьет не только по экспортерам, но и по налогоплательщикам-инвесторам, которые вкладывают средства в развитие производства, в приобретение основных средств, то есть как раз по тем предприятиям, которые более всего важны для российской экономики».

Длительный срок рассмотрения заявки объясняется тем, что, прежде чем дать санкцию на возмещение НДС, мытари обязаны провести налоговую проверку в компании, претендующей на такое возмещение. И только если по результатам проверки не выявлено никаких нарушений, руководитель налогового органа выносит решение о возмещении налога. Понятно, что в период кризиса, когда предприятия страдают от нехватки финансовых ресурсов, четырехмесячная задержка в возмещении НДС становится для них огромной проблемой.

Суть нового порядка в том, что решение о возмещении будет приниматься сразу же после подачи налогоплательщиком налоговой декларации, но в ходе последующей камеральной проверки налоговики должны будут убедиться в соблюдении налогоплательщиком всех условий возмещения налога. Если нарушения обнаружатся, предприятию придется вернуть в бюджет деньги, полученные в качестве возмещения. К сожалению, реально воспользоваться новым правилом удастся лишь крупным предприятиям, у которых стоимость амортизируемого имущества превышает 500 млн рублей, а сумма дохода от реализации за предшествующий календарный год — 5 млрд рублей. Компании, не дотягивающие до указанных уровней, смогут применять заявительный порядок только при наличии у них банковской гарантии, согласно которой банк обязуется исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов.

«Я из собственной практики знаю много предприятий, которые находятся в первоначальной стадии инвестиционного проекта, занимаются приобретением технических мощностей или широкомасштабным строительством, — отмечает старший партнер юридической компании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Рустем Ахметшин. — Именно у таких налогоплательщиков возникают проблемы с возмещением НДС, поскольку они на данном этапе тратят на поставщиков и подрядчиков больше, чем сами зарабатывают, и “входного” НДС у них, конечно, больше, чем НДС с реализации собственной продукции. Именно эти налогоплательщики в дополнение к собственным инвестициям вынуждены кредитовать федеральный бюджет как минимум на четыре месяца. Поэтому заявительный порядок возмещения НДС, с учетом предусмотренных законопроектом ограничений, — крайне необходимая и своевременная мера. Думаю, после апробирования этой процедуры на самых крупных налогоплательщиках следовало бы снизить “ценз” и распространить ее и на не столь крупные предприятия».

Целью еще одного законопроекта, внесенного в Госдуму в начале июля, согласно пояснительной записке, является декриминализация сферы налоговых правоотношений и реализация на практике призывов руководства страны прекратить «налоговый террор». Документ предусматривает внесение в Налоговый, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации, а также в Закон о милиции изменений, которые существенно осложняют возбуждение уголовных дел за налоговые правонарушения. Законопроект, в частности, устраняет обязанность налоговых служб в случае неуплаты кем-либо налогов в полном объеме направлять в органы внутренних дел материалы с целью возбуждения уголовного дела. Таким образом, автоматическое возбуждение дела отменяется и вместо него предлагается следующий механизм. Если налогоплательщик не согласен с результатами налоговой проверки, выявившей неуплату налогов, он должен подать апелляцию в вышестоящий налоговый орган. И только в случае, если нарушение подтверждено апелляционной инстанцией, а налогоплательщик в течение двух месяцев не погасил свою задолженность перед бюджетом, налоговая служба может направить материалы в милицию для возбуждения дела.

Одновременно органы МВД лишаются права самостоятельно возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям. Если милиция получит информацию о неуплате кем-либо налогов, она должна передать эти сведения в налоговую службу, и дальше ситуация будет развиваться в соответствии с порядком, описанным выше.

Но и после возбуждения уголовного дела у нерадивого налогоплательщика останется возможность избежать суда, поскольку документ предусматривает, что «уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении налогового преступления, прекращается в случае, если до окончания предварительного расследования ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме». Другими словами, даже если уголовное дело уже возбуждено — заплати долги по налогам и спи спокойно.

Принять эти законопроекты в трех чтениях до конца весенней сессии Госдума уже, вероятно, не успеет. Ожидается, что они будут одобрены парламентом осенью и вступят в действие с начала 2010 года. Впрочем, описанные инициативы серьезно ущемляют интересы фискальных и правоохранительных органов, и сопротивление их принятию будет сильным. Так что прохождение документов через Думу может и затянуться. Оптимизм вселяет то обстоятельство, что указанные законопроекты внесены очень влиятельными депутатами, а документ об ограничении налогового террора внес сам думский спикер Борис Грызлов. Может быть, его влияния на парламент окажется достаточно, для того чтобы проекты стали действующими законами в кратчайшие сроки.