Добро с кулаками

Алан Бадов
20 июля 2009, 00:00

На волне кризиса Болгарию возглавили решительно настроенные политики. Чтобы заслужить доверие Евросоюза, они готовы бороться не только с коррупцией, но и с российским влиянием

Болгария стала второй после Исландии страной в Европе, где на фоне финансового кризиса произошла смена власти. По итогам состоявшихся в начале июля выборов вотум на формирование правительства получила правоцентристская партия ГЕРБ («Граждане за европейское развитие Болгарии»), сделавшая гвоздем своей программы обещание борьбы с коррупцией и преступностью. Правившая в последние четыре года партия социалистов, наследница бывшей болгарской компартии, набрав на выборах только 17% голосов, оказалась в оппозиции.

На ближайшие четыре года болгары доверили свою судьбу харизматичному лидеру ГЕРБ Бойко Борисову. Будущий премьер-министр живо воплощает в себе изречение, что добро должно быть с кулаками. Борисов имеет черный пояс по каратэ, он владел частной службой безопасности, охранявшей коммунистического лидера Тодора Живкова (уже после его свержения) и бывшего болгарского царя Симеона II, занимавшего в 2001–2005 годах пост премьера. В тот период Борисов возглавил полицию, прославившись личным участием в рейдах против наркоторговцев.

Будущий премьер уже успел продемонстрировать решительный стиль руководства, объявив о «временном замораживании» двух энергетических проектов с участием России.

Европа — дорогое удовольствие

«Я голосую за европейскую Болгарию, которая должна доказать, что она не самая бедная и не самая коррумпированная страна в Европе», — заявил в день выборов Бойко Борисов, намекая на два обидных ярлыка, которые западная пресса навесила на его страну.

Что до бедности, то Болгария (наряду с Румынией) занимает последнее место в Евросоюзе по ВВП на душу населения, этот показатель у нее составляет лишь около 40% от среднего по ЕС уровня. Средняя зарплата в стране сейчас около 300 евро (13 тыс. рублей) — несколько меньше, чем в России, на 40% больше, чем на Украине, примерно на уровне Белоруссии.

Что же до коррупции, то в составляемом организацией Transparency International рейтинге коррумпированности стран Болгария среди государств ЕС имеет самый высокий балл, слегка опережая Румынию. Несмотря на всю субъективность этого рейтинга, подобное мнение разделяют и еврочиновники, что имеет для Болгарии прямые финансовые последствия.

В прошлом году ЕС заморозил предоставление Софии помощи в размере примерно одного миллиарда евро, поскольку Еврокомиссия и богатые страны-доноры не уверены, что эти средства не будут расхищены. При этом ЕС не стал замораживать помощь Румынии, хотя в ее отношении в Брюсселе тоже имеются подозрения.

Под угрозой оказалась вся программа помощи, в рамках которой София в ближайшие шесть лет должна была получить ни много ни мало 11 млрд евро. Еврочиновники предупредили, что средства будут разморожены только после того, как власти Болгарии предъявят конкретные успехи в борьбе с преступностью и коррупцией — то есть показательные процессы и посадки за решетку.

Если же ЕС и дальше будет зажимать субсидии, бедная Болгария из потенциального получателя помощи превратится в донора, так как от взносов в бюджет Евросоюза ее никто не освобождал. В таком случае для Софии членство в ЕС, обещавшее большую выгоду, превратится в дорогое удовольствие.

Поэтому предвыборные обещания Бойко Борисова решительно ударить по коррупции были нацелены не только на болгарских избирателей, но и на европейцев — чтобы убедить их разморозить субсидии на цели развития. Гигантские по местным масштабам средства стране нужны на модернизацию инфраструктуры, не обновлявшейся со времен власти коммунистов. По оценкам министерств транспорта и строительства, только на обновление автодорожной сети необходимо 3,7 млрд евро, на железные дороги и подвижной состав — 3,3 млрд евро, на водопроводы и канализацию — 9,5 млрд евро. И это не считая вложений в энергетику и связь.

Спор между Софией и Москвой по поводу газопровода «Южный поток» не будет долгим

Не оправдали доверия

Такие траты Болгарии не по силам, несмотря на более чем десять лет стабильного роста экономики и успехи, достигнутые в период правления кабинета социалистов во главе с Сергеем Станишевым. Болгарские левые не скрывают досады на короткую память сограждан: именно под руководством социалистов Болгария вместе с соседней Румынией в 2007 году была принята в ЕС, рост ВВП в последние годы в среднем составлял 6%. После их прихода к власти в 2005 году страна привлекла 24 млрд евро прямых иностранных инвестиций.

Лидерство в привлечении иностранных капиталов — 6,7 млрд евро — захватила сфера недвижимости. Относительно дешевые квартиры и виллы у Черного моря пользовались большим успехом как у россиян, так и у европейцев. Второе место заняла отрасль финансовых услуг (5 млрд евро), третье — перерабатывающая промышленность (3,65 млрд евро). Далее шли розничная торговля (3,57 млрд евро), строительство (1,93 млрд евро) и энергетика (1,169 млрд евро).

Правительству Сергея Станишева удалось заполучить инвестиции не только с Запада, но и с Востока. Например, крупнейшим оператором на рынке нефтепродуктов в Болгарии выступает российский «ЛУКойл», заплативший 230 млн евро за сеть заправок (20% болгарского рынка). Тот же «ЛУКойл» владеет нефтеперерабатывающим заводом в Бургасе — крупнейшем НПЗ в Юго-Восточной Европе и крупнейшим промышленным предприятием Болгарии. Российская компания планирует вложить в Болгарию до 1 млрд евро, при этом ее бизнес уже дает стране 9% ВВП и 25% налоговых поступлений.

 pic_text1 Фото: Олег Попов/Reuters
Фото: Олег Попов/Reuters

У российского бизнеса были и другие успехи. В 2007 году Болгария, Россия и Греция подписали соглашение о строительстве нефтепровода Бургас—Александруполис, а в 2008 году Болгария присоединилась к проекту строительства газопровода «Южный поток» — по обеим магистралям предполагается доставлять российские энергоносители в Европу. В 2007 году российская компания «Атомстройэкспорт» в партнерстве с французской Areva и германской Siemens выиграла конкурс на строительство в Болгарии АЭС «Белене», в 2008 году был подписан документ о начале строительства 1-го и 2-го энергоблоков. Европейский союз после экспертизы выдал сертификат безопасности этому проекту, основанному на реакторах нового типа.

Но социалистам не суждено было почивать на лаврах. Экономический кризис, показав эфемерность «восточноевропейского экономического чуда», спутал все карты. Недавно глава миссии МВФ в Болгарии Бас Баккер заявил, что, по прогнозам фонда, ВВП страны в этом году сократится на 7%, а в следующем — на 2,5% (еще в апреле МВФ давал более благоприятный прогноз — 3,5% и 1%). По мере стремительного ухудшения экономических показателей у населения тает уверенность в завтрашнем дне. Недавний опрос общественного мнения показал, что 38% болгар опасаются будущей зимой потерять работу.

Не меньший урон репутации уходящего правительства Болгарии нанесли обвинения в нежелании вести борьбу с коррупцией. Болгарские 1990-е были такими же «лихими», как и российские: предприимчивые люди делали состояния благодаря связям в политических кругах и чиновничьем аппарате. В годы экономического подъема атмосфера не особенно оздоровилась. С начала нынешнего десятилетия в стране произошло около 150 более или менее громких заказных убийств, и ни одно из них не было раскрыто.

В предвыборный период оппозиция успешно создавала социалистам имидж партии коррумпированной номенклатуры, далекой от народа. Этому весьма способствовал всплывший на поверхность компромат, уличавший социалистов в связях с двумя болгарскими олигархами, которых доклад Еврокомиссии обвинял в махинациях с субсидиями ЕС. Вышеупомянутые бизнесмены сделали взнос в предвыборные фонды Соцпартии.

Задержка не будет долгой

Еще не утвердившись во власти, будущие болгарские министры объявили о радикальных планах. Они обещают резко сократить госрасходы, чтобы предотвратить дефицит бюджета. Если же он возникнет, Бойко Борисов и его команда готовы последовать примеру Румынии, балтийских республик и Украины и обратиться за экстренным кредитом в МВФ. В этом случае, правда, задача болгарского правительства упростится — ему останется лишь следовать рекомендациям МВФ, по возможности переложив на фонд ответственность за непопулярные меры.

Беспокойством о благе страны было объяснено и другое радикальное решение Бойко Борисова — о временной приостановке переговоров с Россией о строительстве газопровода «Южный поток» и АЭС «Белене». После того как соглашения, заключенные прежним правительством, будут проверены на соответствие национальным интересам, переговоры будут продолжены, обещает ГЕРБ.

Эта новость была обнародована практически одновременно с подписанием в Анкаре соглашения по проекту газопровода «Набукко» — конкурента «Южного потока». По трубе «Набукко» предполагается доставлять газ из каспийского региона и с Ближнего Востока через Турцию в обход России. Болгария готова участвовать в обоих конкурирующих проектах газопроводов, маршрут которых проходит через ее территорию.

Эксперты считают, что спор между Софией и Москвой по поводу газопровода не будет долгим. «Я думаю, что задержка будет небольшой, — сказал в беседе с “Экспертом” директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. — Мне кажется, ситуация в Болгарии сейчас похожа на то, что происходило в России, когда пришел к власти Путин. Тогда пересмотрели многие газовые договоры, и довольно быстро, точно так же произойдет и в Болгарии». Собеседник «Эксперта» считает маловероятным повторение ситуации, с которой «Газпром» столкнулся в Сербии в начале прошлого года. Тогда пришедшие к власти в Белграде сторонники президента Бориса Тадича принялись «внимательно изучать» соглашения, заключенные прежним правительством Воислава Коштуницы, утряска всех вопросов затянулась на год.

«Сейчас “Газпром” и Россия будут гораздо сговорчивее, потому что время поджимает. “Газпром” чувствует, что должен построить эту трубу, — говорит директор East European Gas Analysis. — Будут изменены какие-то неформальные соглашения, может быть, частично формальные. Скажем, увеличится плата за транзит. “Газпром” явно пойдет на уступки, чтобы ускорить реализацию проекта».

Что касается проекта строительства АЭС «Белене», то сам Бойко Борисов развеял сомнения на этот счет. Выступая по телевидению, он заявил, что проект должен быть осуществлен. «У нас есть разрешение Евросоюза, упустить возможность получить АЭС было бы преступлением против государства», — сказал будущий премьер. В самом деле, упустить такую возможность было бы нелогично, учитывая, что премьер-министр РФ Владимир Путин заявил о готовности России прокредитовать этот проект, стоимость которого оценивается в 4 млрд евро.