Черный лимузин утром не уместен

Русский бизнес
Москва, 20.07.2009
«Эксперт» №28 (666)
Эпоха ценовых войн на туристическом рынке России подошла к концу. Чтобы выжить, компаниям нужны новые продукты и более тщательные сервис и маркетинг

«При поездке в Турцию в июле дети — бесплатно!», «Недельный отдых в Марокко — за 299 евро!», «Пять звезд по цене четырех!» — российские туроператоры сегодня из кожи вон лезут, чтобы заполучить туристов. Даже на пике сезона объемы продаж турпакетов не дотягивают до показателей прошлого года. К началу июня падение спроса на туристические услуги в России составило около 20%, а по некоторым категориям (например, таким как корпоративный отдых) — и все 80. Малые и средние игроки на грани банкротства, кто-то (например, «Либра Холидейз») уже свернул бизнес. Да и крупные игроки начали уходить с рынка: первый пример — компания «Детур». Даже лидеры отрасли признают, что предел их мечтаний — закончить год с нулевым приростом. «Самым большим достижением будет сохранение продаж на уровне прошлого года», — говорит Владимир Каганер, генеральный директор компании TEZ Tour. По оптимистичным прогнозам, до конца этого года около трети российских турфирм свернет бизнес.

Возвращение на дачу

До 2009 года туристический рынок России был одним из самых динамичных: ежегодно он прирастал на 15–20%, а обороты самых продвинутых игроков увеличивались на 70–100%. Особенно активно развивался выездной туризм: до 2008 года число отдыхающих за границей росло почти на 20% в год. К 2009-му объем всей туристической отрасли составил около 10 млрд долларов. И хотя часть рынка пока остается в тени, на нем сформировались сильные компании — TEZ Tour, «Натали-турс», «Роза ветров», «ТТ-ВКО», имеющие свои агентские сети по продаже туров и зачастую собственную инфраструктуру (услуги по перевозке туристов, блоки мест в отелях).

С 2008 года началось замедление темпов роста туристического рынка. Причина — россияне вынуждены экономить на отдыхе, поскольку стали больше тратить на аренду и покупку недвижимости, автомобилей и так далее. Тотальное — на четверть — снижение спроса произошло в начале этого года. Более всего пострадал корпоративный туризм: обороты предприятий стали падать раньше, чем платежеспособность населения. Следом просел рынок массового выездного туризма, особенно его самое популярное направление — пляжный отдых. «Этот сегмент сокращается, испытывая серьезную конкуренцию со стороны внутреннего туризма. Все больше россиян возвращается к дачному отдыху, дешевому неорганизованному туризму, напрямую бронируют авиабилеты и гостиницы», — рассказывает Сергей Шпилько, председатель Российского союза туриндустрии. Наряду с массовым сокращается и средний сегмент рынка выездного туризма. «Россияне, привыкшие отдыхать в пятизвездочных отелях, в этом году перешли на трех-четырехзвездочные гостиницы», — говорит Владимир Каганер из компании TEZ Tour. Относительно стабилен пока luxury-сегмент, однако он на рынке погоды не делает — его доля не превышает 5%.

Чуть меньше сократился рынок внутреннего туризма — на 10-15% по сравнению с показателями предыдущего года. В основном пострадали самые дорогие предложения, а вот дешевые продукты пользуются небольшим спросом.

В последние годы многие регионы (Подмо

У партнеров

    «Эксперт»
    №28 (666) 20 июля 2009
    Борьба за собственность
    Содержание:
    Город одноразового использования

    Двух крупных предпринимателей, друзей московского мэра, вытесняют из столичного бизнеса. Однако это похоже на жертвоприношение, а не на попытку изменить порочную систему городского хозяйства

    Международный бизнес
    Реклама