Выплыть на трех китах

Спецвыпуск
Москва, 20.07.2009
«Эксперт» №28 (666)
Инвестиционные проекты, финансируемые крупнейшими компаниями России, превратят Приморье в энергетические ворота, через которые электроэнергия, углеводородное сырье и продукты его передела завоюют рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона

По прошествии трехсот с лишним лет с тех пор, как Петр Великий прорубил окно в Европу, Россия занялась созданием на Дальнем Востоке энергетических ворот в Азию. В связи с организацией масштабного экспорта энергоресурсов в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) в Приморье реализуются инвестиционные проекты, которые могут изменить облик всего региона и дать мощный импульс развитию экономики края и Дальнего Востока в целом. Общий объем вложений в реализацию проектов должен составить более 2 трлн рублей в течение ближайших четырех лет.

Основная часть этих немалых средств направляется на развитие экономической инфраструктуры региона, и прежде всего в энергетический сектор. Три крупнейшие российские корпорации — «Транснефть», «Роснефть» и «Газпром» — реализуют на территории Приморского края такие проекты, которые определят не только экономическое, но во многом и геополитическое будущее страны на много лет вперед.

Выходы для нефти

Важнейший с этой точки зрения проект — нефтепровод Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО), обеспечивающий прямой выход российской нефти на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Уже близится к завершению прокладка первой очереди нефтепроводной системы ВСТО от Тайшета до Сковородина (Амурская область), откуда пойдет ответвление трубы на Китай. 17 июня 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев и председатель КНР Ху Цзиньтао подписали соглашения о сотрудничестве в нефтяной сфере. Сделка на сумму около 100 млрд долларов стала самым крупным российско-китайским контрактом за всю историю отношений.

От Сковородина на втором этапе строительства нефтепровод должен пойти дальше на Восток, в Приморье. Работы планируется завершить в 2013 году, а до этого времени сибирскую нефть на берега Тихого океана предполагается поставлять цистернами по железной дороге. Первый танкер должен стать под загрузку уже в конце 2009 года. Поэтому в конечной точке нефтепровода ВСТО, куда и ведут трубопровод, — в бухте Козьмино недалеко от Находки сейчас безостановочно идут работы по возведению самой масштабной части проекта — нефтеналивного порта. Всего за год с небольшим (строительство началось в мае 2008 года) сооружение этого объекта, получившего название «Специализированный морской нефтеналивной порт “Козьмино”», доведено до завершающей фазы. Заказчиком проекта выступает ОАО АК «Транснефть». В ходе проведенных компанией конкурсов генеральными подрядчиками стали ЗАО «Трест Коксохиммонтаж» и ООО «Корпорация Инжтрансстрой». На строительстве занято около 5 тыс. человек, задействовано 600 единиц техники.

Под сооружение объектов нефтеналивного порта «Козьмино» отведено 144 гектара. К порту тянут линии электроснабжения, строятся две электроподстанции различной мощности, а также объекты водоснабжения, дороги и трубопроводы, которые должны связать в единый комплекс разные площадки порта. Здесь же строятся железнодорожная грузовая станция и система сливных железнодорожных эстакад под цистерны на 144 вагоно-места. Для обеспечения перевалки нефти на танкеры создается технолог

У партнеров

    «Эксперт»
    №28 (666) 20 июля 2009
    Борьба за собственность
    Содержание:
    Город одноразового использования

    Двух крупных предпринимателей, друзей московского мэра, вытесняют из столичного бизнеса. Однако это похоже на жертвоприношение, а не на попытку изменить порочную систему городского хозяйства

    Международный бизнес
    Реклама