Казалось бы, Владивосток просто обязан стать центром международного сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона — здесь сходятся такие транспортные коридоры, как Транссибирский континентальный мост (страны Азии-Владивосток-Москва-страны Восточной и Западной Европы) и Маньчжоули-Харбин (Китай)—Владивосток-порты Японии. Отсюда до Сан-Франциско ближе, чем до Москвы, — 8400 километров. И тем не менее уже почти полтора века город не может реализовать свой потенциал.
До революции Владивосток жил на общемировом уровне и даже лучше некоторых зарубежных соседей, поэтому о его роли не задумывались. В советские времена город засекретили и закрыли — здесь базировался Тихоокеанский флот и другие силы обороны, а также работал целый ряд военных заводов. И хотя связи со странами АТР начали развиваться, город не стал центром сотрудничества государств макрорегиона. В новое время до Дальнего Востока у федерального центра долго не доходили руки.
Лишь сейчас процесс развития Владивостока до уровня центра международного сотрудничества несколько ускорился. Толчок этому процессу дало, по сути дела, сугубо политическое решение провести здесь саммит глав государств и правительств стран — участниц Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в 2012 году. Это было исключительно волевым решением властей: ведь гораздо проще и экономичнее провести саммит в Москве или Санкт-Петербурге, где все необходимое для такого мероприятия уже есть, чем в довольно сжатые сроки и с огромными финансовыми затратами создавать необходимую инфраструктуру на далекой окраине страны.
Инвестиции в статус и комфорт
В повышение статуса приморской столицы в Азиатско-Тихоокеанском регионе предусмотрено вложить почти 285 млрд рублей — сумма для города невиданная. Эти средства поступают в рамках федеральной подпрограммы «Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе». Из федерального бюджета на преображение города выделяется 202,2 млрд рублей, из краевого — 17,7 млрд, и еще более 64 млрд планируется привлечь из внебюджетных источников.
На эти средства предполагается реализовать свыше 30 крупных проектов, призванных существенно повысить качество жизни во Владивостоке. Краевые власти выступают государственным заказчиком по 12 объектам. На трех из них уже ведутся строительные работы — это мостовой переход через бухту Золотой Рог, очистные сооружения Артемовского гидроузла (готовность объекта — 80%) и реконструкция центральной системы канализации Владивостока.
Среди наиболее крупных объектов транспортной инфраструктуры стоит отметить возведение новой автотрассы, которая свяжет международный аэропорт Кневичи, расположенный в 50 километрах от Владивостока, с основными объектами форума АТЭС-2012, реконструкцию взлетно-посадочной полосы, замену светосигнального оборудования, расширение места стоянок широкофюзеляжных самолетов и строительство нового международного терминала.
Самые сложные и масштабные объекты — мосты на остров Русский через пролив Босфор Восточный и особенно мост через бухту Золотой Рог, возводимый в комплексе с автомобильной дорогой (длина мостового перехода превысит два километра, а основного пролета — 737 метров). Это сооружение, которое зависнет над морской гладью и, безусловно, станет одной из достопримечательностей города, обойдется в 19,9 млрд рублей. Из них 12,0 млрд рублей поступят из федерального бюджета.
Недавно стало известно, что федеральный центр передает Приморскому краю проект по строительству новой объездной дороги — Аэропорт—Де-Фриз—Патрокл. Это мощная артерия, которая соединит весь город и на 20 лет вперед решит проблему с пробками во Владивостоке. Проект по строительству этой дороги был настолько дорогим, что в начале года шла речь об исключении этого объекта из подпрограммы «Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества». Нашли компромисс: удешевили проект на 20 млрд рублей, федеральный центр взял на себя финансирование дороги, но и Приморский край взял на себя обязательства на 8 млрд рублей. «Мы пошли на это, потому что дорога — это не только стратегически необходимый для Владивостока проект, который решит проблему въезда и выезда из города, — говорит губернатор края Сергей Дарькин. — Эта дорога даст новые возможности для развития Де-Фриза и Надеждинского района, сделает ближе Уссурийск, стимулирует развитие новых сельхозрайонов Приморского края».
Отдельный пункт развития Владивостока — энергетическая инфраструктура. В отличие от других регионов Дальнего Востока Приморье, прежде всего его быстро развивающийся юг, уже стоит на пороге энергодефицита, который по мере выполнения намеченных планов строительства промышленных объектов будет быстро увеличиваться. По прогнозам, при сохранении фиксируемых последние несколько лет темпов роста энергопотребления в 3–4% (в первом полугодии нынешнего года, несмотря на кризис, рост составил 1,8%) к 2012 году край будет потреблять около 13 450 тыс. кВт∙ч электроэнергии против нынешних 11 845 тыс. кВт∙ч.
Основные энергетические проблемы Приморского края связаны с дефицитом генерирующих мощностей, а также с сетевыми ограничениями, которые обусловлены пропускной способностью линий электропередачи и наличием так называемых запертых мощностей. Речь идет о Зейской ГЭС, Нерюнгринской ГРЭС, Комсомольской ТЭЦ-3 и Амурской ТЭЦ-1. Эти электростанции не имеют выхода в единую энергосеть Дальнего Востока.
На решение накопившихся проблем РАО «Энергетические системы Востока» намерено до 2012 года потратить около 50 млрд рублей. В прошлом году энергетики сдали в эксплуатацию шестой паровой котел на Артемовской ТЭЦ мощностью 50 МВт.
Продолжается работа по строительству и проектированию Уссурийской ТЭЦ. Была запущена мобильная газотурбинная электростанция мощностью 45 МВт на Владивостокской ТЭЦ-1. Продолжается строительство кольца линий напряжением 500 кВ на юге Приморского края, что позволит не только обеспечить надежное электроснабжение потребителей, но и вести речь о продаже электроэнергии соседним странам.
А что потом?
Более развернуто вопрос звучит так: что нужно сделать после АТЭС, чтобы имидж макрорегионального политического центра закрепился за Владивостоком? И пока исчерпывающего ответа на него нет. Впрочем, хорошо уже то, что сам вопрос, похоже, внесен в повестку дня федеральных и региональных властей. На это указывает активность города, который пытается проводить у себя значимые международные мероприятия. Так, уже несколько лет по инициативе губернатора Приморского края Сергея Дарькина во Владивостоке проходит международный кинофестиваль Pacific Meridian, в котором принимают участие именитые кинематографисты со всего мира. Третий год проводится Тихоокеанский экономический конгресс. Эта дискуссионная площадка уже завоевала позицию одного из ключевых событий года для обсуждения инвестиционного, торгово-экономического и социального сотрудничества России со странами АТР.
Помогает и федеральный центр. В конце июня президент Дмитрий Медведев подписал Указ о праздновании 150-летия тихоокеанского форпоста России — Владивостока, а это означает дополнительные ассигнования и PR-поддержку.
В целом понятно и то, как использовать построенные объекты после саммита. Принято решение — на Русском острове на базе объектов саммита будет создан Дальневосточный федеральный университет, призванный стать интеллектуальной доминантой российского Дальнего Востока. Это будет не просто учебное заведение, но мощный научно-образовательный центр, с современной исследовательской базой, новейшими технологиями преподавания по самым разным специальностям. В частности, на базе ДФУ планируется развивать такие перспективные направления, как нанотехнологии и подводная робототехника. Университет будет работать в тесном взаимодействии с научными институтами ДВО РАН.
Все эти примеры говорят о том, что власти действительно намерены поднять статус Владивостока и готовы выступить локомотивом перемен. Однако нести это бремя придется довольно долго, во всяком случае, пока в регионе не будут наконец созданы необходимые условия для более широкого вхождения в этот процесс частного бизнеса, а у людей не сформируется устойчивое ощущение долгосрочности взятого курса. Только в этом случае политический проект принесет Владивостоку реальные дивиденды: экономические, социальные, международные…
Впрочем, в большей степени влиятельность Владивостока будет зависеть от того, каким будет весь Дальневосточный регион. Останется ли он источником сырья, пусть даже с солидной долей глубокой переработки, или станет территорией преобладания наукоемкой и высокотехнологичной промышленности? В Азиатско-Тихоокеанском регионе, где в этой сфере тон задают США и Япония, все остальные пути повышения капитализации нашего Дальнего Востока (который, ко всему прочему, отличается крайней неравномерностью развития территорий и городов) неэффективны.
С учетом всех названных обстоятельств планы создать на острове Русском на базе объектов, строящихся к саммиту АТЭС, Тихоокеанский федеральный университет, в котором смогут обучаться 50 тыс. студентов, представляются перспективными. Но необходимо задействовать еще одно из важнейших достояний Приморья — научный потенциал, во всяком случае, то, что от него осталось с советских времен, — ведь здесь находятся академические институты Дальневосточного отделения Российской академии наук. Поэтому планы по созданию бизнес-инкубатора при одном из владивостокских госуниверситетов и трехзонного технопарка на базе ДВО РАН можно считать только первыми шагами в развитии инновационного сектора Дальнего Востока.
Владивосток