Утиль с доплатой

17 августа 2009, 00:00

Российские власти решили ввести компенсации на покупку нового автомобиля при условии утилизации старого. Предполагается, что к 2010 году специализированные структуры начнут принимать в утиль машины старше десяти лет как отечественного, так и импортного производства, которые были зарегистрированы на последнего владельца не менее года. При сдаче автомобиля владелец получит ваучер номиналом в 50 тысяч рублей, который может быть использован для приобретения новой машины отечественного производства. «Одной из самых острых проблем российского авторынка остается средний возраст эксплуатируемых автомобилей: около 50 процентов парка старше десяти лет. Запуск пилотного проекта позволит, с одной стороны, поддержать производителя, а с другой — стимулировать обновление автопарка», — считает директор департамента автомобильной промышленности и сельхозмашиностроения Минпромторга Алексей Рахманов. Из федерального бюджета на эту программу выделят 10 млрд рублей. Для начала проект запустят лишь в нескольких городах и регионах страны: в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде. После введения подобных мер в Германии, несмотря на кризис, темпы роста продаж новых машин достигли двузначных цифр.

Инициаторы эксперимента предполагают, что ваучер на 50 тысяч рублей может быть использован в том числе и на покупку иностранных автомобилей, производимых в России в режиме промышленной сборки. Если это так, то продажи иномарок в нашей стране могут существенно вырасти. Правда, потребители могут не захотеть менять утиль на продукцию традиционных российских автопроизводителей — «Жигули», «Волги» и УАЗы. Скорее всего, в выигрыше от нововведения окажутся лишь иностранные инвесторы, построившие в России автосборочные заводы.

Понимая это, лоббисты отечественных автопроизводителей уже активизировали свою деятельность. Так, губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев подписал постановление, которое устанавливает порядок и условия предоставления автокомпенсаций. Доступны они будут гражданам, зарегистрированным на территории Нижегородской области, при соблюдении ряда условий. Во-первых, новый автомобиль должен быть приобретен только у официальных дилеров. Во-вторых, машина любой марки, выпущенная на территории любой страны до 1 января 2003 года, может быть обменена только на автомобиль 2009 года выпуска, произведенный в области. И в-третьих, установлен размер компенсации: 10% от стоимости нового автомобиля на момент заключения договора купли-продажи, но не более 50 тыс. рублей. В области иномарки не производятся, так что все преференции от этого нововведения получит лишь «Группа ГАЗ». Скорее всего, подобной инициативы следует ждать в ближайшее время и от губернатора Самарской области, где в еще более глубоком кризисе находится сборочное производство АвтоВАЗа. Компания уже истратила почти все 25 млрд рублей госпомощи, однако экономическую ситуацию улучшить не удалось, несмотря на все попытки нового собственника — госкорпорации «Ростехнологии» (о проблемах госкорпораций см. «Особая форма спорного содержания»).