Шанс для АвтоВАЗа. Последний

Повестка дня
Москва, 31.08.2009
«Эксперт» №33 (670)

Объединение АвтоВАЗа и КамАЗа в один автомобильный холдинг «Росавто», заявленное на прошлой неделе, было встречено рынком без особого энтузиазма. Основной вопрос аналитиков — зачем рисковать вполне успешным заводом по производству грузовиков, вешая на него нагрузку в виде АвтоВАЗа? Впрочем, гендиректор КамАЗа Сергей Когогин, который по замыслу должен возглавить новый концерн, сказал, что готов взять на себя эту ношу: «В нынешних условиях я не могу оставаться в стороне. Я чувствую в себе силы, я готов».

В принципе, созданию «Росавто» из АвтоВАЗа и КамАЗа нет никаких препятствий. И в той и в другой компании есть доля «Ростехнологий», а также доля лояльной ей инвесткомпании «Тройка Диалог». Таким образом, контрольный пакет для запуска слияния двух активов имеется. Однако синергия от подобной бизнес-структуры вряд ли возникнет. И рынки сбыта, и потребители, и поставщики у КамАЗа и АвтоВАЗа разные, унифицировать бизнес в плане поставок, маркетинга и управления вряд ли получится. Да и мировая практика свидетельствует как раз об обратной тенденции: производители грузовиков или легковушек в рамках крупных корпораций стараются разделить бизнесы.

В финансовом плане слияние КамАЗа и АвтоВАЗа тоже не несет никакого позитива. Как показали последние полгода, АвтоВАЗ не в состоянии эффективно финансировать свою деятельность. Гибнущий от финансово-экономических проблем завод может потянуть за собой на дно более-менее держащийся на плаву КамАЗ.

Складывается впечатление, что вся эта история с «Росавто» — способ перетащить гендиректора КамАЗа на АвтоВАЗ. У Сергея Когогина — безупречная репутация реаниматора КамАЗа, о котором восемь лет назад тоже говорили как о дышащем на ладан. Но с приходом Когогина предприятие не только ожило, но и совершило прорыв. Почти семь лет (до начала глобальной рецессии летом прошлого года) производитель грузовиков показывал активный рост продаж и позитив финансовых балансов. Рентабельность бизнеса, не уступающая многим мировым грандам, снижение долговой нагрузки, рост инвестиций свидетельствовали о качественном росте автоконцерна. Даже первый год кризиса КамАЗ сумел пережить с наименьшими потерями: с начала 2009 года доля рынка этих грузовых автомобилей выросла вдвое — до 58,5% (по количеству проданных грузовиков). Таланты Когогина как антикризисного менеджера, способного сократить расходы и издержки, сгенерировать выполняемый и контролируемый бюджет, естественно, могли бы пригодиться АвтоВАЗу. Но есть одно «но». Останутся ли у менеджера силы на КамАЗ? Для дальнейшей борьбы за рынок КамАЗу нужны новые разработки: кардинально измененный модельный ряд грузовиков. Нужно внедрять инновационные и технологические решения в разработку и запуск новой эргономичной кабины, в повышение грузоподъемности и мощности грузовиков.

Есть, впрочем, один вариант развития событий, при котором и КамАЗ, и АвтоВАЗ получат полноценное управление. Если «Росавто» в дальнейшем продаст свой пакет в 37,8% КамАЗа иностранному стратегу. Концерн Daimler, владея пока что

У партнеров

    «Эксперт»
    №33 (670) 31 августа 2009
    Кризис в Германии
    Содержание:
    Чем спасется Монобург

    Экономический кризис особенно сильно ударил по небольшим немецким городам с градообразующими предприятиями. Но больше всего пострадают не самые узкоспециализированные моногорода, а те, которые в сытые годы проводили недостаточно продуманную экономическую политику

    Экономика и финансы
    Реклама