Террорист в обмен на нефть

Александр Кокшаров
31 августа 2009, 00:00

Британия выдала Ливии террориста, отбывавшего срок за взрыв самолета над Локерби. Так Лондон пытается обеспечить свои долгосрочные экономические интересы в этой стране

Вечером 20 августа из шотландской тюрьмы был отпущен Абдельбасет Меграхи, который в 2001 году был приговорен к пожизненному заключению за участие в подготовке теракта над городком Локерби. В 1988 году самолет американской авиакомпании Pan-Am, выполнявший рейс номер 103 из Лондона в Нью-Йорк, был взорван ливийскими террористами. Погибло 270 человек (включая одиннадцать, погибших на земле), в основном американские граждане. Меграхи был выдан суду в Нидерландах и оказался единственным осужденным за теракт. Решение выпустить Меграхи, как было официально объявлено в Лондоне и Эдинбурге, было обосновано соображениями гуманизма. Осужденный страдает раком в последней стадии, по мнению врачей, ему осталось жить не более трех месяцев.

Освобождение Меграхи оказалось очень своевременным. 1 сентября вся Ливия будет праздновать сорокалетие революции, которая привела к власти полковника Муаммара Каддафи. Стареющий лидер ливийской революции готовится к передаче власти одному из своих сыновей. И надеется на завершение изоляции Ливии от остального мира — ожидается, что на празднование сорокалетия Ливийской Джамахирии приедет несколько десятков глав государств и правительств.

Прекращение политической изоляции Ливии означает и экономическую либерализацию, включая иностранные инвестиции в ключевые сектора — нефть и газ, транспорт, туризм, инфраструктуру. Неожиданное совпадение освобождения Меграхи и революционного юбилея заставило многих наблюдателей предположить, что британская юстиция исходила не только из соображений гуманизма. Выдача террориста очень похожа на один из шагов, за счет которых Британия старается реализовать свои экономические планы в Ливии.

Отрицание очевидного

Освобождение Меграхи было утверждено министром юстиции Шотландии Кенни Макаскиллом, который в очередной раз рассмотрел апелляцию его юристов. По отношению к умирающему от рака заключенному министр решил применить «сочувственное освобождение». Меграхи был эскортирован в аэропорт Глазго, где его ждал самолет ливийских авиалиний с Саифом Каддафи, сыном ливийского лидера, на борту.

В Триполи же по случаю возвращения ливийца на родину произошли массовые гулянья, вернувшегося террориста встречали как национального героя. Комментируя освобождение Меграхи, Муаммар Каддафи поблагодарил «своего друга» британского премьера Гордона Брауна, королеву Елизавету II и ее среднего сына принца Эндрю Йоркского, который выступает специальным торговым представителем Британии за рубежом. По заявлению лидера ливийской революции, все они сыграли роль в освобождении Меграхи и его возвращении на родину.

Это заявление вызвало панику в Лондоне. Министр иностранных дел Британии Дэвид Милибэнд опроверг участие официальных лиц в решении судьбы Меграхи. Согласно версии британского МИДа, все решения принимались в Эдинбурге местным правительством — с 1999 года Шотландия имеет некоторую автономию по ряду вопросов, включая юстицию. Сам премьер Браун хранил молчание целых пять дней — этот факт вызвал много вопросов у прессы и оппозиции, которые заподозрили, что решение о судьбе Меграхи было принято не в Эдинбурге, а все-таки в Лондоне.

Об этом косвенно свидетельствуют встречи между высокопоставленными ливийскими и британскими представителями, состоявшиеся в последние несколько месяцев. В начале августа Питер Мандельсон, британский министр по вопросам бизнеса и один из самых влиятельных политиков в лейбористском истеблишменте, во время своего отпуска в Греции встречался с сыном Каддафи Саифом. Последний позже заявил газетам, что «дело Меграхи всегда было на столе переговоров по вопросам коммерческих контрактов» с Британией.

Британские газеты также опубликовали копии электронных сообщений, отправленных из британского МИДа в шотландское правительство, из которых можно сделать вывод, что Лондон однозначно давил на формально автономный Эдинбург. Так, в письме замминистра иностранных дел Айвор Льюис указал Макаскиллу, что в Лондоне не видят юридических причин не согласиться с требованием Триполи о выдаче Меграхи, и это укрепит дипломатические отношения между Британией и Ливией. В частности, потому, что этот вопрос обсуждался еще на встрече между Тони Блэром и Муаммаром Каддафи в 2004 году — тогда Ливия согласилась отказаться от программы создания оружия массового уничтожения и выплатить 2,7 млрд долларов семьям погибших в Локерби.

Вашингтон вяло негодует

В Вашингтоне освобождение ливийского террориста вызвало скандал. Пресс-секретарь Белого дома Роберт Гиббс заявил, что встреча, которую устроили Меграхи ливийские власти в Триполи, является «беспрецедентной и отвратительной», она обижает американцев, в частности семьи погибших над Локерби. Президент США Барак Обама призвал Ливию поместить Меграхи под домашний арест. Однако наказывать Британию за освобождение террориста в Вашингтоне не собираются. «У нас с Британией тесное партнерство. Мы разочарованы решением, но это не повлияет на наши фундаментальные отношения», — сказано в заявлении госдепартамента США по поводу обстоятельств освобождения Меграхи.

В США звучат призывы членов семей жертв Локерби к бойкоту британских товаров, но принимать реальные меры Вашингтон не будет: нормализация отношений с Ливией — в интересах США.

«Администрация США не может одобрить решение об освобождении Меграхи, поскольку речь идет о погибших американских гражданах. Но в Вашингтоне, похоже, довольны, что этот дипломатический прорыв в отношениях между Ливией и Западом происходит усилиями Британии, американского союзника. Таким образом, не страдают ни имидж США, ни перспективы вовлечения Ливии в более тесные торговые и экономические отношения с западными странами», — сказала «Эксперту» Молли Тархуни, специалист по Ливии в лондонском институте Chatham House.

Нефтяной пирог

Будучи членом ОПЕК, Ливия обладает крупнейшими в Африке запасами нефти. По оценке Oil and Gas Journal, на начало 2009 года Ливия имела 43,7 млрд баррелей доказанных запасов нефти (9-е место в мире). По мнению специалистов нефтяной отрасли, в ливийских недрах может находиться гораздо больше нефти — за десятилетия недостаточных инвестиций заметные объемы нефти просто не были обнаружены.

Правление Каддафи плохо сказалось на деятельности нефтяной промышленности страны. Вся отрасль была национализирована в 1970–1973 годах. После пика — 3 млн баррелей в сутки — добыча стала падать. По оценкам министерства энергетики США, в 2008 году в Ливии добывалось всего 1,88 млн баррелей нефти. Но уже к 2013 году добыча должна вырасти до 2,3 млн баррелей в сутки.

Основная часть ливийского нефтеэкспорта идет на соседние европейские рынки — благодаря удачному географическому положению транспортировка нефти в Европу осуществляется быстро и недорого. Будучи легкой и низкосернистой, ливийская нефть пользуется большим спросом, нежели более тяжелые марки нефти. На Италию, Германию, Францию, Швейцарию, Испанию и Британию приходится 74% нефтяного экспорта. Правительство Ливии напрямую участвует в процессе переработки нефти и продажи нефтепродуктов европейским потребителям — принадлежащая Ливии компания Tamoil имеет заправочные станции в Италии, Германии и Швейцарии.

Помимо нефти Ливия также имеет заметные запасы природного газа — 1,4 трлн кубометров (22-е место в мире). Рост добычи газа важен для Триполи по двум причинам. Во-первых, газ используется внутри страны, что позволяет увеличить поставки нефти на экспорт. Во-вторых, Ливия хочет наращивать поставки газа на экспорт. В 2004 году между Ливией и Италией был построен подводный газопровод «Зеленый поток», по которому ливийский газ направляется на европейский рынок. В перспективе через этот газопровод может пойти не только газ из Ливии, но и транзитный газ из соседних стран — Египта, Чада и Судана.

Хотя основные позиции на нефтегазовом рынке Ливии имеет Национальная нефтяная корпорация (LNOC), через соглашения о разделе продукции в стране работают и иностранцы — прежде всего итальянская Eni и испанская Repsol YPF. Но в последние годы активизировались и британцы — BP и Royal Dutch/Shell. В 2004 году во время визита тогдашнего британского премьер-министра Тони Блэра в Триполи Shell объявила о подписании соглашений об инвестициях в 1 млрд долларов в разведку газовых месторождений. А в 2007 году соглашение о разведке и добыче нефти и газа в Ливии было подписано и British Petroleum. Первоначальная стоимость контракта составила 900 млн долларов, но в перспективе в ближайшие два десятилетия BP может инвестировать в ливийский нефтегазовый сектор до 20 млрд долларов.

Для Британии ливийские углеводороды имеют принципиальное значение — собственная британская добыча на шельфе Северного моря быстро сокращается (см., например "Большая игра", «Эксперт» № 28 за 2007 год). До недавнего времени Британия была едва ли не единственной западной страной, полностью обеспечивавшей себя углеводородным сырьем. Но в течение десяти лет объемы добычи на британском шельфе сократятся радикально. Иракская кампания завершилась полным фиаско. Нигерия слишком нестабильна, Венесуэла выдавливает иностранцев из нефтедобычи. Поставить под контроль российские и среднеазиатские углеводороды не получается. Лондону срочно требуются новые внешние источники — приходится изо всех сил ублажать Каддафи.

Лондон