Второй тайм футбольной дипломатии

7 сентября 2009, 00:00

Армения и Турция достигли существенного прогресса в деле восстановления дипломатических отношений и открытия границы после 16 лет холодной войны.

31 августа в Ереване, Анкаре и Берне — Швейцария тут выступала посредником армяно-турецких переговоров — было одновременно опубликовано совместное коммюнике, согласно которому Армения и Турция начинают «внутренние консультации» по вопросу установления дипломатических отношений. Консультации должны закончиться к 14 октября — дате второго футбольного матча между командами Турции и Армении и предполагаемого визита в Турцию армянского президента Сержа Саргсяна. По-видимому, в этот день оба лидера объявят об открытии армяно-турецкой границы. «Мы знаем, что нормализация — это длительный процесс, но каждый подобный процесс начинается с того, что делается первый шаг, которым в данном случае является признание границ», — заявил 1 сентября в интервью турецкому телеканалу NTV министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу.

Основания для такого шага назрели уже давно. Нынешняя конфронтация наносит ущерб обоим государствам. Армения вынуждена существовать в условиях блокады. Анкара закрыла армяно-турецкую границу с 1993 года, когда Армения и Азербайджан начали войну за Нагорный Карабах. Так что единственный путь для импорта-экспорта товаров в Армению пролегает через Грузию. А турецкая экономика, ориентированная на экспорт, с началом кризиса стала остро нуждаться в почти свободном армянском рынке. Наконец, самый больной вопрос армяно-турецких двусторонних отношений — спор по поводу признания Турцией геноцида армян в 1915 году — наносит Анкаре политический ущерб. Брюссель использует наличие этого спора для того, чтобы всячески оттягивать вступление Турции в Евросоюз.

До недавнего времени основным препятствием для установления дипотношений и открытия границы была защита Анкарой интересов Баку. Турция отказывалась открывать границу до тех пор, пока Армения не выведет войска из Карабаха и с прилегающих азербайджанских земель. Ситуация изменилась после российско-грузинской войны в августе 2008 года. После демонстрации Москвой решимости защищать своих союзников в Анкаре поняли, что Баку не сможет в ближайшей перспективе решить карабахский вопрос в свою пользу. Стало быть, прагматично рассудили турки, их догматизм в карабахском вопросе становится ненужным балластом, который мешает развитию страны и создает риски конфликта с Россией.

Кроме того, ввязавшись в войну, Грузия поставила под угрозу проходящие через ее территорию трубопроводы из Каспийского региона в Турцию и далее в Европу — а значит, и стратегию Турции по приобретению «энергетического рычага» в диалоге с Брюсселем. И туркам нужно искать другие, более спокойные маршруты.

В итоге Анкара фактически вывела карабахскую проблему за скобки переговоров и сделала первый шаг к сближению с Ереваном. В сентябре 2008 года в Армению на футбольный матч между командами двух стран прибыл турецкий президент Абдулла Гюль. Армянские лидеры ухватились за возможность открыть свою страну внешнему миру и даже снизили свои претензии к туркам в вопросе геноцида. «Мы не рассматриваем признание геноцида как предварительное условие для установления взаимоотношений», — публично заявил президент Армении Серж Саргсян.

А вот реакция Азербайджана на армяно-турецкое сближение оказалась нервной. «Азербайджан надеется, что процесс нормализации армяно-турецких отношений будет проходить в рамках урегулирования нагорно-карабахского конфликта и вывода армянских вооруженных сил с оккупированных территорий Азербайджана», — заявил пресс-секретарь азербайджанского МИДа Эльхан Полухов. Вероятно, турецкая дипломатия постарается сгладить острую реакцию Азербайджана.

Стабилизация армяно-турецких связей выгодна великим державам, вовлеченным в региональные дела, — России и США. Открытие границы Армении с Турцией уменьшит расходы России на поддержание экономики Армении, а также позволит Еревану занять более пророссийскую позицию в диалоге с Грузией. США же в случае открытой границы смогут уменьшить зависимость от непредсказуемого Тбилиси и тянуть трубопроводы по армянской территории.       n