Если вы открываете автосервис и ничего не понимаете в ремонте машин — это хорошо, считает Дмитрий Дубровский. Будучи независимым консультантом, он с 2004 года обучает владельцев автосервисов эффективному ведению бизнеса.
Большинство проблем таких предприятий связано не с квалификацией персонала, а с отсутствием системы управления, уверен Дубровский. Поэтому необходимо прописывать абсолютно все действия сотрудников. Важно сразу определиться с нишей и специализацией, не стоит заниматься ремонтом всех марок. Это повышает концентрацию на сегменте, то есть качество работы. Как ни парадоксально, автор не призывает всех выходить в отличники: «нужно твердое качество на 4». Именно стабильность обеспечивает рост числа клиентов. «Самое важное для автосервиса — это клиентская база», — уверен Дубровский.
Здесь, правда, важно помнить о феномене «карго-культа». Во время Второй мировой войны на острова Фиджи военные сбрасывали массу грузов: одежду, палатки, тушенку — на радость туземцам. Когда манна небесная иссякла, туземцы стали имитировать события: строили из дерева самолеты, освещали факелами посадочные полосы, отказались от прежних религиозных воззрений… но тушенка не падала. Многие автосервисы ведут себя как туземцы, собирая клиентские базы и при этом не представляя себе, как их использовать.
Дубровский со знанием дела дает подробные рекомендации и по выбору оборудования, его износостойкости, а следовательно, рентабельности, рассказывает об оптимизации вложений на стадии стартапа.
И наконец, советует систематизировать бизнес, сделав его прозрачным, а значит, привлекательным для инвесторов и управляемым для любого менеджера. Чтобы не пришлось бессменно вкалывать, управляя заточенным «под себя» предприятием.