Китай уходит от доллара

7 сентября 2009, 00:00

Китай купит у Международного валютного фонда облигации на 32 млрд SDR (Special Drawing Rights, специальные права заимствования — расчетные денежные единицы МВФ). В долларовом эквиваленте сумма сделки составит около 50 миллиардов. Соглашение подписали директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан и заместитель руководителя Народного банка Китая И Ган. Это первая сделка такого рода за всю историю фонда: МВФ утвердил условия выпуска своих облигаций и типовой договор для инвесторов лишь 1 июля. Между тем китайские власти изъявляли желание купить ценные бумаги МВФ еще в июне; в конце мая о готовности вложить в облигации МВФ до 10 млрд долларов объявила Россия.

Благодаря продаже облигаций фонд увеличит свои возможности оказывать помощь странам, особенно сильно пострадавшим от глобального экономического кризиса. К июню 2009 года по сравнению с благополучным 2007 годом свободные ресурсы МВФ сократились почти на 20 млрд SDR (более 30 млрд долларов), а отношение связанных ресурсов к свободным за тот же срок выросло с 0,35 до 0,54. Так что стремление фонда получить дополнительную ликвидность и увеличить свободу маневра на случай обострения ситуации в мировой экономике вполне понятно.

Куда интереснее, зачем облигации фонда понадобились Китаю. В заявлении фонда об этом говорится кратко и вскользь: «Соглашение дает Китаю надежный инвестиционный инструмент». Иными словами, позволит Пекину диверсифицировать свой валютный портфель — вкладывать часть имеющихся международных резервов в облигации МВФ, а не в бонды американского казначейства (сейчас в них вложено более 800 млрд долларов из более чем 2 трлн китайских резервов). Номинированные в SDR облигации фонда позволят Народному банку Китая снизить курсовые риски и подстраховаться на случай бюджетных проблем в Соединенных Штатах.

Курс на «отвязку» своей финансовой и торговой системы от американского доллара Китай взял еще в начале текущего года, подписав своп-соглашения с центробанками Южной Кореи, Гонконга, Малайзии, Индонезии, а также Белоруссии на общую сумму 500 млрд юаней.

Нынешний финансовый кризис показал, что надежность американских госбондов и доллара весьма далека от абсолютной. В Китае это отлично понимают: 6 августа китайский центробанк предупредил, что нынешняя денежная политика ведущих западных стран по борьбе с финансовым кризисом за счет увеличения не обеспеченной резервами денежной массы способна вызвать мощную инфляцию и привести к сильным колебаниям валютных курсов. «Неспособность сохранить контроль над денежной массой вызывает беспокойство», — сказано в квартальном докладе Народного банка Китая, и это заявление относится, очевидно, прежде всего к США.

Но при этом валютные резервы в чем-то нужно хранить. И это проблема не только КНР — общемировые валютные резервы оцениваются сегодня в 6,7 трлн долларов. Достаточно надежных, емких и ликвидных рынков для их вложения в мире практически нет. Поэтому появление такого инструмента, как облигации МВФ, можно только приветствовать. Надо лишь отдавать себе отчет в том, что, согласно популярной в самой организации поговорке, «фонд — это банк». И как любой банк он может разориться, несмотря на внушительный состав акционеров. И если по американским бондам отвечают непосредственно США, то кто будет отвечать в случае чего по долгам самого МВФ?