Миллезим российских виноделов

Русский бизнес
Москва, 07.09.2009
«Эксперт» №34 (671)
Винный сегмент российского рынка алкоголя одним из первых восстановил докризисные объемы производства. Однако ему вряд ли удастся удержать позиции без надлежащего госрегулирования

Крупные игроки пивного и водочного рынка очень оживлены — пытаются всевозможными способами завлечь потребителей. Разрабатывают забавный дизайн бутылок и новые вкусы, устраивают рекламные акции и распродажи. Все их действия направлены на то, чтобы хоть как-то реанимировать спрос и выйти на докризисный уровень производства. По данным Росстата, за первые семь месяцев этого года падение объема продаж пива и водки составило соответственно 7 и 17 процентов.

Между тем третий по величине алкогольный рынок — винный, который всегда считался самым слабым звеном, показывает наиболее стабильные результаты. Меняются лишь доли игроков, а объемы производства и продаж сопоставимы с докризисными. В некоторых винодельческих регионах, прежде всего Южного федерального округа, наблюдается даже значительный рост — в Краснодарском крае, Ростовской области, Кабардино-Балкарии.

Покупатели заметили российские вина

Нынешний кризис оказался на руку российским виноделам. Высокий курс валют и протекционистские меры правительства привели к сокращению импорта, и доля отечественных производителей увеличилась. Кстати, предыдущие кризисы тоже приносили пользу. Так, если до 1998 года большая часть вин на российском рынке была от иностранных производителей, то после резкого скачка цен количество отечественных и импортных вин почти сравнялось. 2006 год, известный запретом на продажу на территории РФ молдавских и грузинских вин, дал россиянам уже 70%, а нынешний кризис сумел отвоевать у импорта еще порядка 7–10%.

Основная причина роста продаж отечественной продукции — ее относительная дешевизна по сравнению с иностранной. Потребителя привлекает не столько экзотический изготовитель и яркая упаковка, сколько соответствие цены и качества. «В этом году мы наблюдаем приток покупателей. Импорт сокращается, и покупатели более дорогих вин начинают замечать наши “Вина Ведерниковъ”, стоимость которых ниже аналогичного импорта, — рассказывает Леонид Попович, председатель совета директоров Миллеровского винзавода (Ростовская область). — По нашему среднему сегменту — вина “Винный квартал” — мы отстаем от показателей прошлого года лишь на пять процентов в натуральном выражении. Люди, которые в основном приобретали вино экономкласса, тот же “Винный квартал”, переходят на самые дешевые российские вина».

Аналогичные тенденции отмечает и Борис Титов, генеральный директор компании «Абрау-Дюрсо» (Краснодарский край). Несмотря на то что снижение продаж в винном сегменте коснулось в основном шампанских и игристых вин, внутри этой категории у людей тоже есть предпочтения. «Люди стали пить меньше дешевого шампанского, они заменили его другими напитками. Между тем наш сегмент — резервуарные и классические вина стоимостью от 200 и 1 тыс. рублей соответственно — растет, так как потребители начали переходить с более дорогостоящей импортной продукции на отечественную».

Действительно, кризис заставил уйти с рынка большинство импортеров, специализирующихся на дорогих качественных винах. Правда, отечественные вино

У партнеров

    «Эксперт»
    №34 (671) 7 сентября 2009
    Вторая Мировая Война
    Содержание:
    Довод семидесятилетней выдержки

    За политической дискуссией о роли сталинского СССР в начале Второй мировой войны стоит попытка исключить Россию из формирующейся системы безопасности в Европе

    Международный бизнес
    Реклама