Мир, настоянный на легендах

Алена Седлак
7 сентября 2009, 00:00

Туристическое направление может стать одним из наиболее прибыльных в экономике Северной Осетии. Сегодня на территории республики выделены десять инвестиционных площадок для строительства современных курортных комплексов

Дорога идет вверх, и по обе стороны от нее все выше поднимаются горы. Глазеем по сторонам, едва успевая следить за рассказом нашего гида: «А вон там, видите, семь зубцов, наклоненных в сторону вершины? Это — Девичья гора. Есть легенда, что однажды семь девушек несли еду своим братьям, косившим траву на горных лугах, и в пути их застала буря. Девушки стали роптать — мол, лучше бы нам окаменеть, чем быть тут под ветром и дождем. И тут же превратились в каменные изваяния. Так и стоят с тех пор под всеми ветрами и дождями, идущими в этих горах».

Примерно через час пути начинает казаться, что здесь, в Северной Осетии, своя легенда есть у каждого выступа скалы, у всех расщелин, у любого мало-мальски приметного водопада. Кстати о водопадах: вода в них даже в самый жаркий летний день хрустально-ледяная и на вкус — точно талый снег с горных вершин. А что до легенд, то их обилию в конце концов просто перестаешь удивляться, и окружающий пейзаж сам кажется мифом, который на заре времен запечатлел в камне кто-то из великих.

Горная часть Северной Осетии — это примерно половина всей территории республики. Здесь есть вполне сносные асфальтовые дороги, есть и такие, проехать по которым можно не на всяком внедорожнике — впрочем, именно за это их и ценят любители экстремального отдыха. Есть и пешие туристические тропы, когда-то притягивавшие к себе тысячи неугомонных искателей приключений (во времена СССР Северную Осетию ежегодно посещали 800–900 тыс. туристов — в полтора раза больше населения самой республики). И всегда эта земля запоминалась туристам строгой красотой древних гор, источниками целебных минеральных вод, воздухом, от которого у городского жителя с непривычки кружится голова, и, конечно, горными селениями с их нехитрым бытом и традиционным кавказским гостеприимством.

За последние полтора десятилетия туристический поток в республику сократился в несколько раз. Свою роль в этом сыграл образ «опасного» Кавказа, прочно укоренившийся в массовом сознании. Сегодня власти Северной Осетии убеждены, что пришло время собирать камни. И намерены не просто возродить былую туристическую славу республики, но и создать рекреационный кластер мирового уровня, способный составить конкуренцию известным курортам Европы.

Проект нового века

Наиболее масштабный проект Северной Осетии в сфере развития туризма — освоение Мамисонского ущелья, расположенного в 95 километрах от Владикавказа, и создание круглогодичного горно-рекреационного комплекса «Мамисон», в перспективе способного принимать одновременно до 15 тыс. туристов (первая очередь рассчитана на 7,5 тыс. человек).

Будущий международный горнолыжный курорт «Мамисон» — это 100 километров трасс разной протяженности (самая длинная — 8 километров) и всех категорий сложности, 15 канатных дорог общей протяженностью 26 километров. Склоны расположены на высотах от 1,9 тыс. до 3,3 тыс. метров, соответственно, перепад высот доходит до 1,4 тыс. метров. Общая площадь трасс для катания — 2,5 тыс. гектаров.

Всесезонным курорт сделают маршруты для альпинизма, горного туризма и рафтинга, оснащенные всей необходимой инфраструктурой. «Это перспективнейший район для всех видов активного отдыха. Здесь можно развивать дельтапланеризм и парапланеризм, проводить конные и пешие походы и так далее. Кроме того, на базе известных минеральных источников “Тиб-1” и “Тиб-2” планируется создать условия для бальнеологического лечения», — говорит руководитель республиканского комитета по туризму и курортному делу Олег Карсанов.

«Мамисон» называют проектом XXI века — новейшие технологии и оборудование будут применяться при прокладке трасс, строительстве канаток и обустройстве всей территории. Цель — построить курорт, уникальный для Северного Кавказа по техническим характеристикам и уровню комфортности. Сегодня уже готов генеральный план застройки и мастер-план будущего комплекса (разработчики — санкт-петербургская компания «Росинжиниринг» в сотрудничестве с группой специалистов из Австрии). В республике подчеркивают, что при подготовке этих документов особый акцент делался на экологической безопасности, а также на сохранении культовых сооружений и памятников — на территории, предназначенной для строительства комплекса «Мамисон», расположены два населенных пункта, имеющих историческую ценность для Северной Осетии. Так, в окрестностях селения Лисри находятся многочисленные родовые башни, хранящие память о первых аланских поселениях, а селение Калак является самым высокогорным на Северном Кавказе. Соседство современного горнолыжного комплекса с этими историческими памятниками станет еще одной изюминкой курорта, убеждены специалисты.

 pic_text1 Предоставлено администрацией Республики Северная Осетия-Алания
Предоставлено администрацией Республики Северная Осетия-Алания

Общий объем инвестиций в «Мамисон» — более 15 млрд рублей. Половину этой суммы составляет стоимость строительства базовой инфраструктуры и канатных дорог. Остальное — гостиничный комплекс и объекты сервиса. Транспортная и инженерная инфраструктура (объем финансирования — порядка 3 млрд рублей) строится на федеральные бюджетные средства в рамках целевой программы «Юг России», рассчитанной до 2012 года.

Участие государства в проекте — залог его успешной реализации, считают в правительстве республики. «На этом этапе проект вызывает меньше всего опасений, потому что для привлечения инвестора мы должны были подготовить дороги и обеспечить электроснабжение. Сейчас все работы ведутся, финансирование идет. В этом году занимаемся системой водоснабжения, следующим этапом станет строительство очистных сооружений и канализации», — рассказывает министр экономики республики Заур Кучиев. По его словам, есть определенные подвижки и в поиске частных инвесторов — в прошлом году подписано соглашение с УГМК-холдингом. «Иные компании тоже проявляют интерес к “Мамисону”. Сегодня это наиболее перспективная инвестиционная площадка по созданию крупного горнолыжного курорта на Северном Кавказе», — говорит министр.

Спрос и предложения

При всей своей амбициозности и огромных перспективах «Мамисон» все-таки только часть общей концепции развития туристско-рекреационного кластера в Северной Осетии. «Наша республика богата живописнейшими местами, где вполне возможно создание сразу нескольких горнолыжных курортов. Сегодня мы детально прорабатываем туристический маршрут на гору Казбек, есть отдельный проект развития Казбекской рекреационной зоны. Он предполагает реконструкцию автодороги, которая обеспечит подъезд к термальным источникам минеральных вод, строительство четырех высокогорных лагерей на высотах от 2,3 до 4,1 тысячи метров, а также реконструкцию существующих инфраструктурных объектов и строительство новых», — говорит руководитель комитета по туризму и курортному делу  Олег Карсанов.

Другой проект, который наверняка в ближайшее время заинтересует инвесторов, связан с небольшим, но хорошо известным далеко за пределами республики горнолыжным курортом «Цей» (который, к слову, в этом году отметил юбилей — первая база отдыха и школа альпинизма были открыты здесь 85 лет назад). Сейчас емкость всех рекреационных объектов «Цея» всего 450 мест. В ближайшие годы предполагается увеличение до тысячи мест. В планах по развитию курорта — завершение масштабной реконструкции инженерной инфраструктуры, начало которой было положено в рамках ФЦП «Юг России» на 2002–2006 годы (сейчас проект требует вложений в объеме 41,9 млн рублей), а также реконструкция автодороги Бурон—Цей (стоимость работ — 295 млн рублей) и создание противолавинных сооружений для защиты действующей канатной дороги.

Своего рода альтернативой «Цею» может стать Пригородный рекреационный комплекс рядом с Владикавказом, привлекательный прежде всего своей территориальной доступностью. «Северный склон горы Лысая в непосредственной близости от города. Это 1,69 тысячи метров катания в зимний период с перепадом высот 323 метра. Сегодня к этому курорту проявляет большой интерес наш основной партнер по “Мамисону” — компания “Росинжиниринг”. Питерцы готовы заниматься установкой подъемников, созданием систем искусственного оснежения склонов», — рассказывает Олег Карсанов.

Есть на территории Северной Осетии и места гораздо менее раскрученные, чем тот же «Цей», но не менее перспективные. В Дигорском ущелье, например, где сегодня действует несколько туристических баз, возможно строительство Кора-Урсдонского современного бальнеологического курортного комплекса, по климатическим характеристикам близкого к Кавминводам, — здесь находится Коринское месторождение минеральных вод, различных по составу, общим дебетом 630 кубометров в сутки, а также Урсдонское месторождение лечебных глин. Санатории, построенные на Урсдоне, будут функционировать круглый год и вполне смогут конкурировать со здравницами Кисловодска и Пятигорска, убеждены в Северной Осетии.

Помимо уже частично освоенных или подготовленных к освоению инвестиционных площадок туристско-рекреационной направленности в республике сегодня выделяют еще около десятка перспективных территорий. Это Нарско-Заккский участок, где возможно строительство еще одного горнолыжного курорта, подобного Мамисонскому, несколько участков в Дигорском ущелье (на одном из них планируется создать большой горно-рекреационный комплекс «Дигория»), Куртатинское ущелье, богатое памятниками аланской истории и способное стать одним из интереснейших объектов этнического туризма.

Комплексное развитие туристического кластера, на которое сегодня нацелены в республике, предполагает хорошую транспортную инфраструктуру. Поэтому отдельный проект посвящен строительству автодороги. Она соединит сразу несколько курортных комплексов Северной Осетии. «Дорога Транскам—Верхний Згид—Мацута является связующей между федеральной автотрассой “Транскам”, действующим туристским комплексом “Цей”, создаваемым горно-рекреационным комплексом “Мамисон” и горно-рекреационным комплексом “Дигория”. Помимо этого автодорога будет обеспечивать подъезд к действующим туристическим базам, а также к национальному парку “Алания” в горной части республики», — говорит Олег Карсанов. По его словам, общая протяженность дороги составит 37,6 километра. На реализацию проекта понадобится 700 млн рублей и три года.

В правительстве республики утверждают, что уже сегодня туристические ресурсы Северной Осетии становятся все более востребованными, и спрос на отдых здесь порой превышает предложение. «Несмотря на то что пока не везде созданы достаточно комфортные условия, к нам едут люди из Москвы, Санкт-Петербурга, других российских регионов. Так что перспективы у нас есть, и они вполне реальны», — не скрывает оптимизма министр Заур Кучиев.

Владикавказ—Ростов-на-Дону