Финансовый кризис сорвал красивую упаковку со многих институтов российской экономики. Слабости банковской системы выявились за последний год весьма отчетливо, хотя массового банкротства кредитных учреждений не произошло. Осенью 2008 года меры денежных властей были своевременными и масштабными. Предоставление дополнительной ликвидности и гарантий по межбанковским кредитам остановило закрутившийся было водоворот взаимных неплатежей банков. Через полгода на первый план вышла и до сих пор не теряет своей остроты проблема плохих долгов банковской системы. Узлы неплатежей предприятий реального сектора по кредитным обязательствам развязываются с трудом.
Предстоит санация российской банковской системы в целом, потребность в которой накапливалась годами. Пришло время для более глубоких структурных преобразований нашей денежно-кредитной сферы.
Во-первых, необходимо добиться значительного увеличения капитализации банковского сектора. Во-вторых, обусловить перевод банками своих токсичных активов на балансы небанковских кредитных учреждений и кредитных фондов ясными обязательствами по наращиванию капитала. В-третьих, актуальным остается урегулирование банковской задолженности перед иностранными кредиторами, достигающей, по оценкам на июль 2009 года, 142,4 млрд долларов. В-четвертых, денежные власти страны должны обеспечить такое снижение инфляции, которое даст возможность устанавливать реально положительную ставку по вкладам населения, одновременно не допуская со стороны государственных банков практики установления процентов по депозитам на уровне, заведомо ниже роста цен. Пока уровень процентов не станет реально положительным, подлинное доверие населения и бизнеса к банковской системе не возникнет.
Диагноз
По оценке Банка России, доля плохих долгов по розничным кредитам российских банков за 2009 год выросла в два раза, превысив 10%. Банки увеличили резервы на покрытие потерь более чем на 50%. На 1 июля доля ссуд четвертой и пятой категорий качества, согласно методике оценки Центрального банка, по розничным кредитам увеличилась с 1 января с 6,2 до 10,1%. По корпоративным кредитам — с 3,6 до 8,3%. Таким образом, на 1 мая общая доля плохих ссуд выросла с 3,8 до 5,9%. Первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев заявляет, что к концу года просрочка вряд ли выйдет за рамки 10–12%. Однако большинство специалистов менее оптимистичны. Среди аналитиков банковского сектора сложился определенный консенсус в отношении оценки величины кредитов сомнительного качества в портфелях действующих коммерческих банков. А именно: проблемная задолженность в перспективе второго полугодия 2009-го — начала 2010 года оценивается в 15–20% всего кредитного портфеля банков.
Сегодня банки приняли на вооружение наработанные ранее, в кризисные 1990-е годы, схемы расчистки балансов — формальное продление сроков обязательств по мертвым кредитам и вынесение их за пределы банковских балансов. Однако это не более чем window dressing — украшение витрин, которое не снимает реальных проблем, хотя и позволяет временно избежать фиксирования убытков и снижения собственного капитала банков.
Антистрессовая терапия
Полезно посмотреть, каким образом проблему «токсичных активов» пытаются решить в США. Как известно, недавно там было проведено стресс-тестирование банков и их активов, которое, по сути, означает, что от имени ФРС была одобрена оценка, проведенная аудиторскими компаниями и рейтинговыми агентствами в ускоренном режиме. Но в условиях, когда просто не существует рынка и рыночной цены целого ряда активов, эти отчеты крайне субъективны. Сейчас ситуация такова, что исполнение стандартов бухгалтерского учета Basel-2 фактически приостановлено почти во всем мире — переоценка активов банков не проводится. У нас происходит то же самое.

Международным валютным фондом предлагается распространение схемы стресс-тестов на банки всех стран. Такое тестирование должно опираться на работу оценочных и рейтинговых агентств, которым необходимо изучить бухгалтерскую отчетность банков и бизнес их партнеров, кредитополучателей.
Насколько в российских условиях такая переоценка активов может быть убедительной? Ответ явно неоднозначен.
Главное в применении стресс-тестов — возможность избежать немедленного приведения балансов банков в соответствие с резко снизившимися текущими ценами финансовых рыночных инструментов. Таким образом, списание их стоимости и соответствующее снижение собственного капитала откладывается на неопределенный срок. Здесь, на мой взгляд, больше психотерапии: идет постоянная информация о том, что эту проблему не оставляют без внимания. Наверное, такого рода процедуры для укрепления доверия и успокоения рынка стоило бы запустить и у нас, чтобы не возникало панических слухов. Однако есть опасение, что при неосторожном использовании или злоупотреблении конфиденциальной информацией сама процедура стресс-тестирования приведет к неконтролируемому распространению таких слухов и породит недоверие.
Аукцион не панацея
Иной вариант рыночной переоценки банковских активов, обсуждаемый в различных странах мира, — их аукционная распродажа. Но и этот подход тоже неоднозначен. Министр финансов США Тим Гейтнер в январе 2009 года предложил план очистки балансов банков США через покупку токсичных активов государственно-частным инвестиционным фондом. Рассматривается несколько вариантов банка, фонда или госкорпорации специального назначения, чей капитал будет наполнен средствами федерального бюджета, а оборотные средства сформированы за счет кредитов ФРС. Выкупленные с умеренным дисконтом плохие активы могут быть затем перепроданы в частные руки. Частный капитал мог бы поучаствовать в этой операции, приобретая гарантированные правительством обязательства по займам этой корпорации.
Предполагаемая по плану Гейтнера система аукционов для выкупа у банков плохих долгов, когда частные покупатели, торгуясь, выходят на убедительную рыночную цену, а затем частные инвесторы и правительство оплачивают в равных долях покупку активов, пока не заработала. Организация подобных аукционов в условиях кризиса — дело непростое. Особенно применительно к России. Главная проблема — определение стартовой цены аукциона, да и справедливость окончательной цены таких торгов может быть поставлена под сомнение. Михаил Матовников, генеральный директор ЗАО «Интерфакс Бизнес Сервис», например, справедливо указывает, что при объявлении каким-либо государственным органом скупки плохих долгов вероятна попытка сброса банками до 75% кредитов, поскольку надежной оценки риска нет у самих банкиров.
Гиря на компасе
За последние десять предкризисных лет прирост активов банковской системы России превышал прирост капитала банковских учреждений, что вело к снижению показателя достаточности капитала (Н1). Банковские активы накануне кризиса 2008–2009 годов достигли уровня 53% ВВП, тогда как капитал банков составляет всего 5,7% ВВП. Этот последний показатель был ниже уровня не только старых стран — членов ЕС, но и новых центральноевропейских экономик (в Чехии, например, он составлял 7% ВВП).
В течение второго полугодия 2008-го и в 2009 году и активы, и капитал демонстрируют крайне вялую динамику, а в отдельные месяцы даже снижаются. Так, в мае текущего года капитал снизился на 0,5%. Несмотря на это показатели достаточности капитала банковской системы поддерживаются на формально высоком уровне. Так, по оценкам ЦБ, отношение собственных средств банков к активам, взвешенным по рискам, на 1 июня сего года составило 18,4% при минимальном требовании в 10%.
Однако реальность таких данных внушает сомнения. Вряд ли кредитные риски отражены в этой отчетности в полной мере. Оценить текущее состояние достаточности капитала с уверенностью сегодня не сможет никто, ведь до сих пор существенно затруднена рыночная оценка значительной части банковских активов.
Бывший первый зампред ЦБ Сергей Алексашенко на страницах газеты «Ведомости» недавно высказал предположение о результатах такой переоценки: «Признание убытков и списание капитала банками позволит правительству адекватно оценить реальное состояние банков и при необходимости ранжировать их на разные группы при выборе мер поддержки. Так, например, банки, у которых норматив достаточности после расчистки баланса составляет не менее 7%, могут получать поддержку в виде покупки государством привилегированных акций, поскольку есть все основания, что такие банки достаточно быстро смогут нарастить свой капитал до необходимого уровня. Банки, у которых норматив достаточности составит 3–7%, должны попадать в более жесткие условия,
поскольку на восстановление им понадобится гораздо больше времени, поэтому государство может претендовать на получение в таких банках обыкновенных, голосующих акций. Банки же, у которых норматив достаточности опускается ниже 3%, не должны получать государственной поддержки, а должны принуждаться к слияниям или быть ликвидированы».
Убить «зомби»
Российская банковская система живет сегодня как бы в двух параллельных мирах. С одной стороны, это около двухсот коммерческих банков, на долю которых приходится 81,3% всех банковских активов в стране, притом что на первые пять — 48,0%. С другой стороны — остальная тысяча с лишним банков, являющихся юридическими обладателями банковских лицензий, многие еще и члены системы страхования вкладов (ССВ), хотя они играют весьма малую роль в деле трансформации сбережений в кредиты и инвестиции.
Если ничего не делать, банк может существовать с плохими активами вечно, продлевая кредиты и фактически не получая никаких входящих денежных потоков. Такой «банк-зомби» может даже соответствовать нормативам банковского надзора.
В декабре 2008 года было принято законодательное решение об увеличении требований к размеру минимального достаточного капитала банков. Госдума РФ утвердила в окончательном чтении повышение требований к уставному капиталу действующих российских банков: с 1 января 2010 года минимальный капитал банков составит 90 млн рублей, с 1 января 2012 года — 180 млн рублей. Для банков, которые хотят работать с вкладами населения, капитал должен составлять как минимум 900 млн рублей.
Изменение минимального размера уставного капитала и собственных средств кредитной организации означает более жесткий подход регулятора к будущему малых банков. По состоянию на 1 июля 2009 года число банков, капитал которых равен или превышает 180 млн рублей, составляет 751 кредитную организацию из 1087, имеющих банковскую лицензию (69,1% от общего числа). Таким образом, денежные власти осознанно намерены подталкивать банки либо к наращиванию капитала, либо к объединению и слиянию действующих организаций.
Я считаю, что новые требования к минимальному размеру капитала банков недостаточно жесткие. На мой взгляд, минимальное требование к размеру собственного капитала банка должно составлять около 25–35 млн евро (примерно 1,5 млрд рублей), чтобы сразу стало понятно — речь идет о серьезном банковском учреждении. Если банк является участником ССВ, имеет лицензии на все виды банковских операций, то это должна быть достаточно крупная организация.
Новые требования к минимальному размеру капитала банков недостаточно жесткие. Минимальное требование к размеру собственного капитала банка должно составлять 25–35 млн евро
Как расчистить балансы
Со ссылкой на консалтинговую фирму «Вермонт Финанс» в прессе прошла информация, что коммерческие банки активно работают над созданием кредитных фондов, куда передаются кредиты и некоторые денежные средства, видимо, для выкупа долговых обязательств. В такие фонды инвестировано около 2 млрд рублей и планируется увеличить вложения еще на 1,5–2 миллиарда. Однако Банк России настаивает на адекватной оценке паев таких фондов с учетом риска невозврата кредитов. Что делает этот актив на балансе банка не менее токсичным, не позволяет банкам снижать объем создаваемых провизий.
По моему мнению, необходимо предложить банкам воспользоваться механизмами перевода плохих долгов в кредитные фонды, но при обязательном условии пополнения капитала частными инвесторами либо слияния двух или более банков в один. Может быть использован следующий порядок действий: очистка балансов путем перевода плохих долгов в специальные фонды (ЗПИФ), пополнение капитала инвесторами, продажа токсичных активов в течение нескольких лет, потом переоценка банковских активов. Нужно назначить дату переоценки, обозначить период, по истечении которого банкам нужно будет отчитаться по МСФО уже с учетом проведенной переоценки. Нужен график, по которому будет жить банковская система. По крайней мере, все игроки рынка получат ориентир, когда и как себя вести.
Данные меры по санации и рекапитализации затронут прежде всего ведущие банки страны из числа 200 крупнейших. Если они хотят получить разрешение на вывод с балансов плохих активов, например, в кредитные фонды, то нужно увеличивать капитал, производить слияния банков.
Стоит вспомнить, что после российского финансового обвала 1998 года с деловой арены смыло кризисной волной крупнейшие по тем временам частные банки «СБС-Агро», «Российский кредит», «Менатеп», Мост-банк, «Онэксим» и др. Центральный банк в период кризиса принял решение передать исполнение обязательств по депозитам физических лиц Сбербанку России, выделил ему соответствующие этим обязательствам средства. Параллельно с этим сами владельцы и менеджеры частных банков приложили усилия по расчистке банковских балансов, переводя «живые» активы во вновь создаваемые или активизированные по случаю кризиса банковские учреждения. Так, на месте «Онэксима» возник Росбанк, на месте банка «Менатеп» — «Траст» и т. д.
Сегодня подобные действия по защите владельцев депозитов не нужны, так как осуществляется страхование вкладов населения со стороны АСВ. Создание параллельной системы банковских институтов самими банками не приветствуется регулятором, дабы минимизировать вероятность увода хороших активов в бридж-банки.
Необходимо стимулировать самостоятельные решения по переоценке активов коммерческих банков самими банковскими учреждениями. Речь в таком случае целесообразно вести о выработке индивидуальной программы для каждого коммерческого банка. Банку России и АСВ может быть поручено проведение переговоров с менеджментом и акционерами банков из числа ведущих двухсот. К таким банкам могут предъявляться индивидуальные требования по значительному увеличению нормативов достаточности собственного капитала. Международный рекомендуемый стандартный показатель равняется 8%, требования ЦБ РФ составляют не менее 10%. Для рекапитализирумых банков он может быть установлен на более высоком уровне, например 16%.