Бюджет всеобщего неблагополучия

Сергей Журавлев
21 сентября 2009, 00:00

В разгар кризиса федеральный бюджет сводится с большим дефицитом. Фактически он предопределен перечислениями региональным бюджетам, расходующим их на социальные выплаты. Такую конструкцию бюджета предполагается сохранить и на будущий год, используя в качестве поддержки массированные внешние займы

Российское правительство заканчивает работу над бюджетом на 2010 год. До 1 октября законопроект должен быть внесен на рассмотрение Думы. Однако основные параметры бюджета известны уже сегодня. Антикризисная «начинка» и идеология главного финансового плана страны не подверглись существенным изменениям. Приоритеты те же: фронтальная поддержка социальной сферы, госинвестиции — по остаточному принципу.

Что мы стимулируем

Проанализируем наполнение и исполнение разных «этажей» консолидированного бюджета текущего года. Если очистить их доходы и расходы от межбюджетных трансфертов, то окажется, что весь дефицит сосредоточен в регионах и во внебюджетных фондах. Возросшие расходы федерального бюджета в этих условиях просто возмещают выпавшие из-за кризиса доходы территориальных бюджетов и внебюджетных фондов. Ну а Пенсионный фонд и без того давно уже дефицитен. Собственно, отгрузка денег в регионы и небюджетные фонды — это пока что и есть практически все антикризисные расходы федерального бюджета. А направления расходов в регионах и фондах вполне традиционные — пенсии и зарплата бюджетникам, к которым добавилась выплата растущих пособий по безработице.

Еще один тезис, вроде бы в подтверждение этой идеи — социальной направленности бюджетных стимулов, — можно увидеть в соотношении доходов бюджетов территорий и внебюджетных фондов и бюджета федерального. Если сравнить распределение всех доходов, включая нефтегазовые, то в прошлом году оно выглядело как 59:32 в пользу федерального бюджета, а в нынешнем — как 52:35 (остальные 10 и, соответственно, 13% доходов консолидированного бюджета приходились на внебюджетные социальные фонды — пенсионный, занятости, медицинского и социального страхования. Без учета нефтегазовых доходов, которые в регионы практически не попадают, ситуация выглядела более паритетной — 43:43 в прошлом году (остальное — доходы фондов) и даже 41:43 в пользу субъектов федерации в нынешнем.

А теперь попробуем разобраться — во-первых, в том, почему произошел такой, пусть и небольшой, сдвиг в бюджетных доходах в пользу регионов, невзирая на кризис (ведь налог на прибыль, который в основном и составляет бюджеты территорий, должен был рухнуть вслед за самой прибылью). И во-вторых, легче территориям от этого перераспределения стать не должно: наоборот, все говорит за то, что в этом году они садятся на дотации из центра гораздо прочнее, чем раньше, да еще должны затянуть пояса потуже прочих звеньев бюджетной системы.

Что касается налога на прибыль и его аналога для предприятий и предпринимателей, применяющих упрощенные и патентные схемы налогообложения, — налога на совокупный доход, то эти источники наполнения бюджета действительно просели в период кризиса сильнее всего — на треть по отношению к прошлогодним семи месяцам. Однако в порядке «антикризисной меры» центр передал дополнительную часть этих налогов на места, в итоге там их теперь остается 92% вместо прошлогоднего 81%. Кроме того, подросли акцизы (на спиртное и бензин) и имущественные налоги, остающиеся в консолидированных бюджетах территорий. В результате остающаяся здесь часть налога на прибыль снизилась лишь на 24%. Кроме того, доля всех прочих доходов территориальных бюджетов (без трансфертов из центра) выросла в этом году с 28 до 36%, главным образом за счет упомянутых акцизов и налогов на имущество (земельного и иных).

 pic_text1 Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Тем не менее, даже несмотря на некоторое перераспределение бюджетных доходов в пользу регионов, их бюджеты сами по себе оказались в целом резко дефицитны. По итогам семи месяцев дефицит консолидированного бюджета территорий без учета трансфертов составил 403 млрд рублей (13,4% расходов, также не учитывающих трансферты в территориальные социальные фонды). Лишь благодаря существенно, на 30 с лишним процентов, выросшим трансфертам из центра удалось профинансировать расходы субъектов федерации и поддерживать некоторый ресурс средств на бюджетных счетах. По данным Счетной палаты РФ, сокращение бюджетных доходов отмечалось в 33 субъектах федерации, где проживает 48% населения страны. Наиболее уязвимыми оказались регионы с высокой долей экспортной продукции, в то время как высокодотационные регионы выглядели более успешными.

Расходы регионов выросли против прошлого года лишь на 6,3%, тогда как расходы Пенсионного и иных социальных фондов — на 23,4%, а федерального и вовсе на 33,4%. Но за счет чего произошло это перераспределение нагрузки? Те бюджетные расходы, которые преимущественно финансируются на местах, оказались наиболее беззащитными. Расходы на ЖКХ выросли лишь на 1,1%, на образование, здравоохранение, культуру — на 10–12%, что ниже темпа инфляции. При этом, как говорится в материалах Счетной палаты, расходная часть бюджетов характеризуется увеличением доли расходов на оплату труда с начислениями при сокращении доли расходов на капитальные вложения. Территориальные бюджеты, очевидно, просто финансировали эти сферы исходя из наличия средств, и пресловутая «социальная направленность бюджета», которая преподносилась также в качестве антикризисной и стимулирующей меры, по факту оказалась показухой.

Несколько больше повезло пенсионерам — расходы Пенсионного фонда увеличились на 23%, причем больше половины этих расходов (53,5%) было профинансировано за счет средств федерального бюджета. Неплохо финансировались и другие статьи расходов, покрываемые средствами федерального бюджета: оборона (рост 23%), безопасность (17%) и особенно щедро — экономика (рост 44%), по части которой проходила в свое время раздача денег в уставные капиталы таких, очевидно, поиздержавшихся в борьбе за оздоровление отечественной банковской системы организаций, как РАО РЖД и ВЭБ. Как говорится, кому война (кризис и финансирование по остаточному принципу), а кому мать родна. Причем на все эти щедрые расходы у федерального бюджета средств хватает: несмотря на кризис и падение цен на нефть, профицит его (до трансфертов) остается на уровне 4,1% ВВП, и лишь после «отгрузки» почти триллиона рублей в виде трансферта в государственные внебюджетные фонды и почти такой же суммы в регионы бюджет центральной власти становится дефицитным.

Конечно, рассчитывать на серьезные сдвиги в системе межбюджетных отношений нереально, хотя нынешняя система, создававшаяся в начале 2000-х годов, когда экономика была на подъеме, привязавшая региональные бюджеты, по сути, к одному, весьма зависимому от конъюнктуры налогу на прибыль, явно не оказалась кризисо­устойчивой. Очевидно, пока что будут предложены паллиативы. Налог на недвижимость, который может оказаться драконовским для людей, которые хотели бы иметь или построить какую-либо собственность, вместо того чтобы пролеживать соответствующие деньги где-нибудь на пляже. Ну и повышенный акциз на пиво, скрытая реклама которого на самом деле уже прошла недавно под видом борьбы с алкоголизацией населения. Гражданам предлагается таким образом «напить» некоторое количество бюджетных средств на лечение себе и на обучение своим детям. Тем временем решение серьезной задачи, которая на бытовом языке формулируется как «с налогами надо что-то делать», очевидно, подождет следующего поколения чиновников.

Нынешняя система распределения доходов по уровням бюджетной системы не прошла испытания кризисом

Разделяй и властвуй

Еще одна «неправильность» нынешнего бюджета в том, что более или менее стройная система финансирования работы с нефтегазовыми доходами (НГД) бюджета, которая начала было формироваться, оказалась сломана. На резервный фонд, который изначально предназначался для поглощения перепадов НГД, а заодно и связанных с этим колебаний обменного курса, вызываемых циклическими движениями внешнеторговой конъюнктуры, оказался «повешен» весь циклический провал доходов бюджета. И это плохо потому, что собравшийся уходить с валютного рынка и переходить к инфляционному таргетированию ЦБ без помощи бюджета в нивелировании перепадов НГД сделать этого фактически не сможет. Предпочтительнее, чтобы за резервным фондом сохранилась его «родовая» функция. Как в таком случае может работать инфляционное таргетирование, показывает опыт Норвегии, где есть и оно, и переменчивые нефтяные доходы.

 pic_text2 Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

В этом году по конъюнктуре нефтегазового рынка резервный фонд нам тратить не надо, а надо, наоборот, немного пополнять. За восемь месяцев неф­тегазовые доходы бюджета составили 4,3% ожидаемого ВВП, так что до конца года, скорее всего, будет больше 5%, а то и 5,5% (это примерно соответствует среднегодовой цене нефти 70 долларов за баррель), и нефтегазовый трансферт будет полностью сформирован. Дефицит же, поскольку он не связан с провалом НГД, надо финансировать только облигациями. Причем эмитированными внутри страны. Их мог бы купить и ЦБ, если не напрямую, то финансируя через операции репо госбанки. Тогда ЦБ по мере необходимости мог бы проводить с ними операции на открытом рынке по регулированию ликвидности без влияния на курс.

При такой системе интервенции на валютном рынке в связи с колебаниями цен на нефть проводил бы Минфин в автоматическом режиме: собрали неф­тегазовый трансферт — покупаем на остаток нефтегазовых доходов валюту, не собрали — продаем и направляем выручку на расходы бюджета, вот и все. Волатильность курса будет резко снижена, а ведь именно боязнь скачков курса есть то, что сдерживает сегодня переход к управлению по инфляционным целям. В общем, представляется очевидным, что перейти к новому распределению ролей и ответственности между Минфином и ЦБ можно достаточно быстро.

В чем смысл внешних займов при наличии значительных валютных резервов внутри страны, непонятно

Планируемая Минфином на ближайшие три года программа внешних займов тянет ни много ни мало на 60 млрд долларов. В 2010 году Минфин займет 962 млрд рублей на внутреннем рынке, 649 млрд рублей — на внешнем. Из них без малого 18 млрд (в долларовом эквиваленте) путем эмиссии еврооблигаций и еще на 11 с лишним миллиардов долларов планируется сделать займов у международных финансовых организаций, прежде всего речь идет о МВФ и Мировом банке. Однако в чем смысл внешних займов при наличии столь значительных валютных резервов внутри страны, непонятно. Да и валютные накопления российских банков, не находящие применения в отсутствие валютных заемщиков, вполне могли были быть вложены в гособлигации, номинированные в валюте.