Деловая конъюнктура

28 сентября 2009, 00:00

Оценки промышленного выпуска в сентябре умеренно оптимистичны; Кризис привел к расслоению отраслей на лидеров и аутсайдеров

Ситуация в промышленности в сентябре, судя по более полной совокупности ответов предприятий, заметно улучшилась по сравнению с первыми, довольно пессимистичными, сентябрьскими оценками. Из четырех слагаемых, по которым ИЭПП рассчитывает свой Индекс оптимизма промышленных предприятий, по сравнению с августом (после сезонной очистки) улучшились три: спрос, оценка запасов и прогнозы выпуска на ближайшие месяц-два. Единственный индикатор, отражающий разочарование производственников, — удовлетворенность продажами. Она снизилась по сравнению с августом, правда, несильно, в пределах статистической погрешности измерений.

Темпы прироста промышленного производства в сентябре, по-видимому, окажутся самыми высокими с начала кризиса; возможно, этому заметно поспособствует и тот факт, что в августе некоторые машиностроительные предприятия простаивали, а с сентября возобновили работу. В отношении планов производства на октябрь-ноябрь в исходных данных особого оптимизма нет, и это можно истолковать как свидетельство неуверенности предприятий в сохранении позитивной динамики выпуска, сформировавшейся в июле-сентябре.

Динамику спроса, запасов и доступности кредита также можно оценить как в целом позитивную.

Оценки запасов готовой продукции мало изменились по сравнению с августом и остаются на уровне сентября-октября 2008 года. Доступность кредитов в сентябре практически стабильна и удовлетворяет 40% предприятий.

Между тем, если взглянуть на динамику производства в различных секторах промышленности, пользуясь последней подведенной на сегодняшний день статистикой августа, то можно заметить, что она весьма неоднородна. Для 15 подотраслей промышленности в более привычной для российского аналитика классификации ОКОНХ (сам Росстат таких данных не публикует с 2004 года; к счастью, есть возможность воспользоваться данными продолжающего сводить эти показатели Владимира Бессонова из ИИР ГУ-ВШЭ) можно выделить по меньшей мере четыре типа поведения.

Первую группу из четырех отраслей (газ, уголь, чермет и химия), с V-образной формой динамики выпуска в последние 12 месяцев, можно назвать «рабочими лошадками восстановления», именно они в основном отвечают за те положительные темпы роста промышленности, которые мы видели в июне-июле и, по некоторым подсчетам, в августе. Тут ясно видна роль экспортного спроса: эти отрасли первыми и сильнее других провалились (например, в химии и чермете «просадка» спроса началась еще летом прошлого года, когда кризисом у нас еще и не пахло), и при появлении признаков восстановления мировых рынков они «отскочили», но пока далеко не до докризисного уровня. Последним к этому пулу отскочивших присоединился газпром. Правда, говоря об «отскоке», следует иметь в виду, что речь идет о физических объемах. Что касается экспортных цен, то там от докризисных уровней везде осталась в лучшем случае половина.

Вторая группа, с W-образной динамикой (глубокий спад — отскок — новый провал), — это пять отраслей (электроэнергетика, лес, стройматериалы, легкая, а также стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность), которые пере­жили, пожалуй, уже несколько попыток восстановления объемов производства или, если угодно, волн оптимизма, утыкающихся в спросовые ограничения и рост запасов нереализованной готовой продукции. Каких-то твердых признаков отрыва от дна здесь нет.

Две отрасли — цветная металлургия и машиностроение — пока проходят по категории «безнадеги», графики их производства с некоторой долей натяжки можно признать L-образными, но скорее там все же пока наблюдалось медленное, но поступательное движение вниз. Ситуация с цветной металлургией в принципе понятна — это более чем на три четверти экспорториентированная отрасль, ее динамика отражает кризис мирового автопрома и других потребителей в машиностроении. Августовский провал в машиностроении был обусловлен остановкой крупных автозаводов. Остановленные конвейеры и станки привели к снижению потребления электро­энергии и падению смежных производств. Ну, оставим эту невинную проделку на их совести, тем более что по большому счету они правы — просто сгладили статистическую иррегулярность.

Ну и наконец, четыре отрасли (нефтедобыча, неф­тепереработка, пищевая и мукомольно-крупяная) подтверждают, что есть, пить и ездить люди будут всегда, невзирая ни на какие кризисы. Физические объемы производства в этих отраслях последние 12 месяцев вообще практически не демонстрировали никакого снижения.

В сентябре повседневные расходы горожан снова перестали расти, по «физическому» объему сблизившись с прошлогодними показателями, тогда как все предыдущие восемь месяцев с начала года были выше соответствующих уровней прошлого года.