Сергей Козловский, президент корпорации «Инком»:
— Главный итог года, пожалуй, в том, что кризис… закончился. Закончился не в том смысле, который в это слово так любят вкладывать спекулянты, — пока предпосылок для роста я не вижу. Прошло время резких потрясений, в первую очередь психологических. За год общество поняло, что жизнь развивается в новых условиях, научилось жить по-новому, и, как бы ни развивался кризис, паники больше не будет.
Александр Кривов, директор Национального градостроительного института:
— Время безудержной эйфории и ожиданий бесконечного роста ушло безвозвратно. Очевидно, что наступила другая эпоха. Тренды, которые сейчас набирают силу, приведут к совершенно другой модели рынка жилья, иным структурам потребления и бытия в целом. Изменятся технологии строительства, финансовые схемы, градостроительные подходы. Неизбежен резкий рост влияния государства на рынок жилья. Вопрос лишь в том, как быстро мы начнем внедрять новые механизмы жилищного строительства.
Андрей Нестеренко, генеральный директор Capital Group:
— Кризиса такого масштаба никто не ждал. Но мы интуитивно, еще до кризиса, приняли решение, что будем строить столько, на сколько хватает собственных ресурсов. Исходя из этой позиции, мы продали ряд площадок, в том числе и такую масштабную, как «Остров Истра». Главное наше антикризисное достижение в том, что только один объект не находится в стадии активного строительства, да и то по объективным причинам. Все остальные проекты площадью около 5 миллионов квадратных метров, запущенные до начала кризиса, реализуются, несмотря на сократившийся штат.
Сергей Журавлев, руководитель проекта «Российский дом будущего»:
— Растаял миф, что государство всем поможет. Это можно расценивать негативно, но для меня это позитивный момент. Компании начинают рассчитывать только на себя. И это дает надежду на появление новых идей и схем, на внедрение инновационных строительных технологий, на реализацию интересных проектов.
Ирина Ирбитская, руководитель архитектурного бюро «Платформа»:
— Главный итог первого года кризиса в том, что лопнул пузырь на земельном рынке. Со снижением цен на землю появляется возможность для строительства действительно доступного жилья. Интеллектуальные и финансовые ресурсы высвобождаются для реального освоения территорий вместо спекулятивных, никому ненужных «городов для миллионеров». Старые принципы девелопмента перестают работать. Начинается время поисков новых, эффективных решений в сфере градостроительства, архитектуры и строительства. В моду войдут малобюджетные и инновационные способы развития территорий.
Алексей Нефедов, генеральный менеджер проекта «Коллекция прибрежных апартаментов “Сады морей”»:
— На перегретых секторах рынка недвижимости — например, на офисном — произошло значительное падение цен. Но есть гостиничный сегмент, который, из-за его неразвитости и недоинвестированности, является весьма привлекательным даже в период кризиса. Несмотря на кризис в 2009 году, наша компания «Отель Девелопмент» приступила к реализации новых проектов — строительству комплекса апартаментов «Сады морей» и пятизвездочного отеля в городе-курорте Геленджике. В рамках этих проектов ведется подготовка к строительству мини-ТЭС, крупного спа- и конференцкомплексов, каскада бассейнов, ресторанов, развлекательных учреждений и так далее. Сегодня это крупнейшие инвестиционные проекты в Краснодарском крае. Они осуществляются при поддержке государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».
На наш взгляд, во время кризиса сложно говорить о принципиальных инновациях. Скорее, идет процесс оздоровления применяемых методов и подходов.
Ирина Кирсанова, директор службы маркетинга УК «Пересвет-Инвест»:
— За год произошла переоценка ценностей. Люди научились экономить, думать о завтрашнем дне. До кризиса был дефицит кадров, персонал часто менял работу, сейчас на одно вакантное место претендует большое количество кандидатов. Главный вывод из года кризиса в том, что надо не на кредитные средства строить, а работать по принципу fee-development. Сейчас мы привлекаем новых инвесторов и строим совместно с ними.
Дмитрий Халин, партнер IntermarkSavills, руководитель департамента стратегического консалтинга:
— Главный итог первого года кризиса — рынок жилья стал рынком покупателей. По всем сегментам жилищного рынка долларовые цены понизились на 30–40 процентов. Еще одно следствие кризиса — резкое сокращение спроса, причем чем выше качественный сегмент, тем ощутимее данное сокращение. Если в сегменте жилья экономкласса число сделок снизилось на 25–30 процентов, то для бизнес- и премиум-класса — в тришесть раз.
Огорчила нечеткая политика московских и федеральных властей. Мы так и не поняли, как государство собирается стимулировать рынок жилья. Удивила медленная реакция большинства застройщиков на изменившиеся условия. Многие из них даже спустя шесть–девять месяцев с начала кризиса продолжали ждать возврата золотых времен, удерживая докризисные цены.
Влад Блажевич, архитектор бюро «АБ проект»:
— Пирамида недвижимости, основанная на спекуляциях, рушится на глазах. Началось отрезвление. Люди, годами набиравшие объекты с целью выиграть на росте цен, теперь задумались: а что теперь делать с земельными участками, с этими объектами, зачем это все? При этом формируется новая реальность: все больше людей строит небольшие домики, интересуется и применяет новые отечественные технологии. Стройка на глазах умнеет. Самое интересное только начинается.