Методология исследований рынка лизинга и составления ренкингов лизинговых компаний

5 октября 2009, 00:00

В исследовании по итогам первого полугодия 2009 года был изменен основной показатель при построении ренкинга крупнейших лизингодателей. Вместо объема нового бизнеса мы использовали сумму лизингового портфеля (платежей к получению). Не меняя методики исследований, мы в то же время считаем, что в нынешних условиях показатель объема лизингового портфеля более адекватно отражает положение компании, чем объем нового бизнеса.

В своем развитии рынок проходит несколько этапов. На стадии роста (которую мы наблюдали до начала 2008 года) показатель объема нового бизнеса отражает, каким станет положение лизинговой компании в будущем — поскольку показывает задел новых контрактов. На падающем рынке (который мы наблюдаем со второй половины 2008 года) новый бизнес не является адекватным индикатором положения компании, поскольку в кризисных условиях многие фирмы могут заморозить новые сделки, чтобы переоценить риски и выработать новую политику работы (что и происходило в первом полугодии 2009 года). Кроме того, в условиях падающего рынка показатель нового бизнеса может оказаться весьма волатильным. В то время как крупные лизингодатели могли приостановить активное заключение новых сделок, переключившись на реструктуризацию действующих договоров, небольшие лизинговые компании, долгое время прорабатывавшие крупную сделку и подписавшие ее в исследуемый период, могут занять нехарактерно высокое для себя место в ренкинге (так называемый разовый взлет).

На основании указанных факторов использование показателя портфеля в качестве основного критерия ранжирования в настоящее время представляется более верным. Во-первых, этот показатель позволяет избежать резких скачков компаний в ренкинге. Во-вторых, в условиях падающего рынка он отражает наличие у компании актива, который генерирует денежный поток, и наличие, как правило, широкой базы потенциальных лизингополучателей, которые позволят ЛК при восстановлении рынка значительно увеличить объемы новых сделок.