Пол надо мыть с умом

Русский бизнес
Москва, 05.10.2009
«Эксперт» №38 (675)
В кризис объем клинингового рынка сокращается. Уборочные компании стремятся удержать свои позиции за счет поиска новых ниш и оптимизации бизнеса

Клининг, кроме уборки, это еще и психология. У нас побеждает не тот, кто хорошо убирает, а тот, кто хорошо общается. Бывают ситуации, когда все убрано идеально, а клиент недоволен. Иногда это означает, что человеку просто не хватает внимания и нужно поговорить с ним», — говорит руководитель одной из ведущих московских клининговых компаний. За последнее десятилетие сфера клининговых услуг прошла сложный путь развития: непрофессиональная уборка от техничек со швабрами во многих местах сменилась цивилизованным автоматизированным сервисом по уборке помещений.

Несмотря на то что отрасль пока остается еще слаборазвитой, особенно в регионах, и ее объем составляет около 500 млн долларов, спрос на качественные услуги по уборке помещений стабильно растет, а обороты ведущих игроков доходят до 80 млн долларов.

Индустрия чистоты

До начала 1990-х годов, когда в России стали появляться первые компании по уборке помещений, индустрии чистоты практически не существовало. Рынок зарождали энтузиасты: они заметили удивление пришедших сюда иностранных игроков по поводу отсутствия в нашей стране качественного сервиса по уборке помещений и решили организовать такой бизнес. Бурный рост клининга начался примерно с 2002 года. В это время появилось много уборочных компаний в Москве, чуть позже этот бизнес стал активно развиваться и в регионах.

По данным консалтинговой компании «Амико», сегодня десятке лидирующих клининговых компаний принадлежит 65–70% рынка. В первую очередь к ним относят компании «Чистый свет», «Ронова Клининг», «Клинстар», «Кристанваль», «ОМС-клининг», «Примекс». По разным экспертным данным, всего в России действует порядка 600–800 уборочных компаний, из них более половины сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. Для сравнения: в одном лишь Берлине имеется около 800 клининговых фирм, тогда как на территории всех российских городов (кроме двух столиц) работает всего 200 компаний.

Последние пару лет рынок ежегодно прибавлял по 30–40%, главным образом благодаря обслуживанию введенных в эксплуатацию строительных объектов: торговых и бизнес-центров, медицинских учреждений, аэропортов. В 2009 году, когда ввод новых объектов недвижимости резко сокращается, рост в клининговой индустрии носит скорее инерционный характер: компании в основном приступают к обслуживанию новых комплексов, контракты по которым были подписаны уже давно. «Для нашей компании, которая в прошлом году — до кризиса — выросла на 80 процентов, нынешний год все еще является годом роста. По итогам первого квартала мы увеличили выручку на три-пять процентов, по второму кварталу — на два процента, по третьему — на пять, по четвертому надеемся выйти на 10 процентов. Это неплохие показатели для сегодняшнего рынка. Но думаю, что в 2010-м, 2011-м и частично в 2012 году наша отрасль из-за сокращения объемов построенной недвижимости будет стагнировать», — говорит генеральный директор московской компании «Кристанваль» Олег Попов.

Демпинг не поможет

Бизнес клининговых компаний напрямую зависит от развития

У партнеров

    «Эксперт»
    №38 (675) 5 октября 2009
    N38 (675) 5 октября
    Содержание:
    Русский бизнес
    Спецвыпуск
    На улице Правды
    Реклама