Международная комиссия под руководством Хейди Тальявини завершила расследование причин военного конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года. 30 сентября в Брюсселе был представлен доклад, в котором конкретный виновник «пятидневной войны» не назван, при этом и России, и Грузии предъявлена своя порция обвинений в нарушении международного права.
Комиссия Тальявини заключила, что атака грузинских войск на Цхинвали в ночь с 7 на 8 августа была незаконной и неоправданной, но заявила, что перенос российскими войсками боевых действий за пределы Южной Осетии, а также масштаб применения силы нарушает международное право. Кроме того, в докладе говорится об отсутствии правовых оснований для выхода Южной Осетии и Абхазии из состава Грузии, а также о незаконности предоставления ее жителям российского гражданства.
И все же докладом остались довольны и Россия, и Грузия, найдя в нем подтверждающие их позицию тезисы. Похоже, именно к этому эффекту и стремилась комиссия. Евросоюзу нужно одновременно укрепить свой посреднический статус в этом конфликте, не поссориться с Россией и избежать признания легитимности статус-кво, сложившегося на Кавказе после войны.
Кстати, «американскому выбору» Грузии, роли администрации Джорджа Буша в поддержке режима Михаила Саакашвили, в том числе его военных устремлений, в докладе уделено особое место. В нем подробно рассказывается, что США предоставляли Грузии помощь в перевооружении и обучении грузинской армии. Не упущен авторами доклада и тот факт, что большая часть новых грузинских армейских подразделений, вооружения и техники располагалась на базах вблизи Абхазии и Южной Осетии. Подчеркивается, что США заняли главное место среди внешнеполитических партнеров Грузии на фоне резкого ухудшения ее отношений с Россией. Сразу после этого пассажа заходит речь о том, что большинство стран Евросоюза относились к идее военной помощи Грузии прохладно, а Евросоюз концентрировал усилия на экономической помощи и поддержании стабильности в Закавказье. Становится понятным, чьи политические позиции в Закавказье дипломаты Евросоюза рассчитывают потеснить.
Авторов доклада не убедили рассуждения России о принуждении Грузии к миру. Но одновременно они поставили под сомнение саму концепцию «гуманитарных интервенций», назвав ее «крайне спорной» — примечательное утверждение с учетом международной практики Запада последних пятнадцати лет.
За всей многозначностью и размытостью выводов доклада стоит вполне определенное политическое решение: ЕС не намерен исключать Россию из европейского пространства и европейской системы безопасности. И провал попытки лишить российскую делегацию в ПАСЕ права голоса еще раз это подтверждает.