За пару перевалов до вершины

Андрей Виньков
5 октября 2009, 00:00

Российский фондовый рынок достиг на прошлой неделе нового локального максимума. Значение индекса РТС на 1 октября было зафиксировано на рекордном за этот год уровне 1266,8 пункта (см. график 1). Кому-то казалось, что ралли, начавшееся в феврале нынешнего года, должно закончиться уже в августе полным провалом. Напомним, что в начале июня 2009 года индекс РТС вырос до рекордных 1180,5 пункта, а потом котировки резко поползли вниз. Тогда многие активно обсуждали, будет ли W-образный или L-образный сценарий в дальнейшем развитии рынка. Но российский фондовый рынок реагировал гораздо более активно, сценарий его развития более похож на букву V.

Избыток ликвидности

Вверх котировки толкает избыток мировой ликвидности и переток ее в Россию.

«Главная причина роста фондовых индексов по всему миру, в том числе и в России, — избыток ликвидности, — считает вице-президент департамента торговых операций Deutsche Bank Сергей Суверов. — Центробанки ведущих экономик мира, по некоторым оценкам, получили семь триллионов долларов за счет государства, в результате в финансовые институты перетекла ликвидность, которая пошла в нефть и на фондовый рынок. Люди боялись падения доллара, что подталкивало их инвестировать в эти квазиреальные активы».

Аналитики инвесткомпании «Арбат Капитал» считают, что «для коррекции на рынках необходим достаточно сильный триггер, которым должен стать тот же фактор, что стал причиной для роста рынков, то есть с рынка должна уйти избыточная ликвидность». «Мы видели, как отреагировал локальный китайский рынок акций на прекращение роста объемов кредитования в начале августа (минус 24 процента менее чем за месяц). Это дает ясное понимание масштабов перекупленности рискованных активов, высокая цена которых поддерживается постоянным притоком новых денег», — пишут аналитики.

В компании «Арбат Капитал» полагают, что ближайшее заседание ФРС может стать именно таким триггером для коррекции.

«Кардинального улучшения в мировой экономике не произошло, — говорит Сергей Суверов. — Прогнозы разные. Одни говорят, что рано или поздно центробанки ужесточат свои требования, и это приведет к оттоку ликвидности. А с учетом предполагаемого “японского сценария” мировую экономику ждет длительная стагнация, ведь двигателем мировой экономики был американский потребитель. Это означает, что к следующему году рост фондовых рынков приостановится. Но пока говорить об этом рано — денег в мировой экономике сейчас очень много. У одних физлиц-американцев, по оценкам, на руках три триллиона долларов наличности, которые они теоретически готовы инвестировать».

России до некоторых пор сторонились. Но укрепление российской экономики, в частности укрепление рубля, наконец-то позволило инвесторам взглянуть на наш фондовый рынок без особой опаски. Тем более что, по некоторым оценкам, финансовый рынок США и других стран достиг такого уровня перекупленности, что разговоры о грядущей коррекции местного рынка не умолкают ни на секунду. В этом контексте заметное увеличение профицита счета текущих операций платежного баланса в России, возобновление международных заимствований нашими компаниями, замедление инфляции и другие макроэкономические улучшения сыграли нам на руку.

Сейчас рынок ждет любых мало-мальски хороших новостей, чтобы расти еще больше. Аналитики ИФК «Метрополь» говорят о росте ВВП в течение двух из последних трех месяцев, по которым есть официальная статистика. Мол, смотрите, как здорово, в июне ВВП в реальном выражении вырос на 0,4% по сравнению с предыдущим месяцем, за чем последовал рост на 0,5% в июле. В «Метрополе» предлагают следить за потреблением электроэнергии, грузооборотом железнодорожного транспорта и изменением денежной базы, которые, по мнению аналитиков, являются наиболее важными опережающими индикаторами. «В октябре опережающие индикаторы продолжат свидетельствовать о восстановлении экономики», — заявляют в ИФК «Метрополь».

«А вот у нас нет уверенности, что рост цен на товарных рынках в ближайшее время возобновится, а без этого продолжение подъема в российских акциях представляется затруднительным», — скептически комментируют в своем исследовании аналитики Банка Москвы. «Мы сохраняем нашу цель по индексу РТС на конец года в 1200 пунктов, — говорят они, — и по-прежнему не видим на рынке откровенно недооцененных отраслей, отмечая лишь отдельные, единичные потенциально интересные бумаги в каждом секторе рынка».

Мы бы сами приняли сторону «быков». Фундаментально многие российские бумаги выглядят еще очень и очень дешевыми: мультипликаторы по многим акциям до сих пор свидетельствуют о том, что русские бумаги в лучшие времена могли бы стоить в два-три раза дороже. Так что на какой-то сегментарный рост, накачивающий фондовые индексы, можно было бы смело рассчитывать.

У одних физлиц-американцев, по оценкам, на руках три триллиона долларов наличности

Фундаментальная недооцененность

«В прошлом году российский фондовый рынок был перепродан, — говорит Сергей Суверов. — Он воспринимался как одна нефтяная бумага. Именно поэтому вместе с глубоким падением цен на нефть индекс РТС провалился больше, чем другие рынки мира». Лишний раз убеждаешься, что российский фондовый рынок, как и наша экономика, пока неполноценен, хотя бы по структуре представленных активов.

Однако сейчас Россия остается одной из самых недооцененных полян. Управляющие активами, упустившие весной и летом момент для покупки задешево, пытаются теперь изо всех сил нагнать рынок. Но где это можно сделать? Таких мест остается немного (см. график 2). «Сейчас в мире много инвесторов, которые пытаются успеть купить что-то, что сильно подешевело в ходе кризиса, и для них есть две колоссальные возможности — недвижимость во всем мире и российские акции», — говорит глава UBS Securities Борис Синегубко (см. «Здесь меряются быстротой зарабатывания денег»). Но надо сказать, что иностранцы пока что играют не столь заметную роль в росте российского фондового рынка, как раньше. «Сейчас приток денег иностранных резидентов составляет примерно 100 миллионов долларов в неделю, тогда как в лучшие времена этот приток был в три-четыре раза больше», — говорит Сергей Суверов.

Действительно, что касается российского фондового рынка, то тут следует отметить, что российские акции торгуются с дисконтом к развивающимся рынкам. «Средний коэффициент отношения капитализации к чистой прибыли (P/E) по российским бумагам — 14,5, — говорит Сергей Суверов. — В то время как средняя P/E для emerging markets — 20,5. Впрочем, высокий P/E для развивающихся стран связан с тем, что дорогими являются китайские акции». «Возьмите даже тот же “ЛУКойл” — это одна из самых ликвидных акций, в 2007 году она стоила 80 долларов, а сейчас стоит 50. При этом цена на нефть была ниже, а рубль — гораздо дороже», — подтверждает мысль Суверова и Борис Синегубко.

С учетом продолжающегося притока мировой ликвидности, российские брокеры ожидают еще примерно 20-процентного роста по российским акциям до конца года.

«Что касается инвестиционных идей, сейчас инвесторы много смотрят на две темы, — говорит Суверов. — Первая — это консолидация энергосетевых компаний в рамках Холдинга МРСК, региональных телекоммуникационных компаний в рамках “Связьинвеста” или иной структуры и башкирских топливно-энергетических активов. Инвесторы рассчитывают, что, купив некоторые конкретные бумаги, можно рассчитывать на дальнейший выкуп этих бумаг по хорошей цене. Вторая тема — господдержка. Инвесторы смотрят на те компании, которые государство охотно финансирует».