По нашим данным, в 2009 году на рынке факторинга усилилась конкуренция, особенно в низкорисковом сегменте. Из-за чего это произошло и как скажется на развитии рынка в будущем?
Виктор Носов, директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка

У каждой нормальной компании должен иметься свой портрет «идеального клиента». С изменением компании и внешней среды – меняется и этот «портрет». На рынке факторинга в связи с кризисом был пересмотрен уровень принятия риска и проведен детальный анализ портфелей. В итоге у многих крупных игроков «идеальный клиент» получился идентичным: большие срок работы и обороты, низкая долговая нагрузка, «ходовая» отрасль, крупные дебиторы с высокой платежеспособностью и дисциплиной. Причем, последний критерий оказался одним из основных.
Конкуренция за клиента среди факторов развивается по трем направлениями: качество и комплексность сервиса, технологичность услуги и ее стоимость. Некоторые компании в сложившихся условиях выбрали третий вариант, пожертвовав уровнем сервиса и технологичностью.
На коротком отрезке времени низкая стоимость факторинга способна нарастить клиентскую базу фактора. Однако эта тактика сродни российской любви к халяве. К чему она приводит, показал кризис: для многих компаний - любителей дешевых кредитов бизнес закончился сливанием активов в портфели банков, в которых они кредитовались. И это касается не только торговых сетей, девелоперов и строителей, но и некоторых факторинговых компаний.
Важно понимать, что в сегодняшних условиях ни одна факторинговая компания не будет работать себе в убыток, поэтому, предлагая в низкорисковом сегменте демпинговые ставки, фактор будет поддерживать рентабельность за счет высокого уровня ставок в сегментах с умеренным риском (с высокорисковой дебиторской задолженностью сегодня на рынке практически никто не работает).
Однако такая конкуренция подрывает сами устои услуги факторинга, вымывая ее главную ценность и добавленную стоимость. Речь идет о сервисе для клиента!
Если у факторинговой компании есть источник дешевого фондирования, но нет сервиса - оперативности, бесперебойного финансирования вне зависимости от объема поставок клиентов, наконец, элементарной культуры осуществления факторинговых операций, - у нее нет будущего. Даже в низкорисковом сегменте она не продержится дольше полугода – крупные клиенты привыкли полагаться на банк, а не делать на него ставку, как в рулетке – заплатит или нет, увеличит лимит или закроет…
На развитии рынка такие явления сказываются однозначно негативно. Страдает имидж услуги, когда клиентам ее пытаются продать «дешево и сердито». А факторинг дешевым не бывает. Особенно в кризис.
Роман Огоньков, председатель правления Национальной Факторинговой Компании

Основной причиной обострения конкуренции является не столько появление новых игроков, сколько существенное сужение рынка по отраслевому принципу. Большинство факторов сосредоточилось на обслуживании поставщиков FMCG, а в качестве приоритетных дебиторов видят крупных сетевых ритейлеров. В условиях монопродуктового предложения и узости круга потенциальных потребителей на первое место выдвигается ценовая конкуренция. С учетом нынешнего уровня рыночных ставок привлечения, складывается ощущение, что прибыльность бизнеса фактически приносится в жертву оборотам. При сохранении данной тенденции следует ожидать дальнейшей концентрации рынка, поскольку только крупные игроки, которым доступны значимые объемы фондирования по более низким ставкам, смогут "вдлинную" выдержать модель низкомаржинального бизнеса.
Другой вопрос, является ли классический факторинг с регрессом единственным продуктом, отвечающим нынешним размерам "аппетита к риску" и востребованным клиентами? Каждый фактор отвечает на него по-своему, исходя из накопленного опыта, уровня развития технологий, качества системы риск-менеджмента и процедур управления дебиторской задолженностью. Мы верим в перспективы бизнес-модели, основанной на оказании клиентам комплекса услуг с высокой добавленной стоимостью, способной настраиваться под индивидуальные потребности. Один из последних примеров реализации этой стратегии - недавно запущенный "в промышленную эксплуатацию" продукт "Закупочный факторинг" ("Confirming"), ориентированный на удовлетворение потребности покупателя в обеспечении бесперебойности расчетов за приобретаемую у поставщиков продукцию в удобные для него сроки. Надеемся, что развитие продуктового ряда станет важным приоритетом для игроков рынка факторинга, поскольку способствует расширению рынка, росту его доходности и инвестиционной привлекательности, стимулирует активную разработку и внедрение инновационных технологических решений. А выигрывает от этого конечный потребитель, будь то поставщик или покупатель, получая более широкий выбор возможностей и более качественный сервис.
Геннадий Золкин, заместитель начальника управления факторинга ЮниКредит Банка

Последние 12 месяцев серьёзно повлияли на рынок факторинга: он впервые за несколько лет показал отрицательные темпы роста. Не все факторы выдержали макроэкономический шок. Резкое перекрытие доступа даже к дорогим источникам фондирования на фоне общего сжатия ликвидности и высокорисковые портфели, превратившиеся в одночасье в высокопроблемные, заставили оголтелых участников рынка закрыть бизнес.
Финансовые проблемы не обошли стороной и более устойчивых факторов. Падение спроса и резкий отток капитала значительно увеличили число корпоративных дефолтов, в том числе в ритейл-секторе, который, в силу стремительного роста потребительского спроса, ранее считался малорисковым. Девальвация, огромные валютные долги и невозможность рефинансирования сделали свое дело. На фоне явного ухудшения экономической конъюнктуры факторы были вынуждены ужесточить условия практически по всему спектру предъявляемых к клиентам требований. Были закрыты лимиты на ряд отраслевых направлений торговли, усилились меры по управлению дебиторской задолженностью и внимание к платежной дисциплине. Не в последнюю очередь возросли требования к финансовым характеристикам клиентов/дебиторов, их рыночной позиции и долговой нагрузке.
В условиях продолжающейся неопределенности в экономике оставшиеся факторы, активно “двигая локтями”, будут стараться работать на наименее рискованном сегменте рынка. Некоторые из них, являясь структурными подразделениями или дочерними компаниями банков, оказались в “ножницах”, имея уже сейчас достаточную ликвидность, но ещё воздерживаясь от рисков, которые менее чем полтора года назад казались вполне приемлемыми. В перспективе, когда ситуация на рынках окончательно стабилизируется, думаю, что у факторов снова придет аппетит к риску. Возможно, какие-нибудь новые участники рынка пойдут дальше других и начнут опять “надувать пузыри”, пренебрегая риск-менеджментом и горьким чужим опытом. Как известно, экономика циклична, а история повторяется.