Требуется активный диалог

Александр Яковенко
12 октября 2009, 00:00

В финансово интегрированном мире долгосрочный успех реформ систем регулирования в значительной степени зависит от активизации международного сотрудничества и координации работы финансовых регуляторов

Ведущие эксперты национальных правительств и крупнейших международных организаций с осени прошлого года пытаются разобраться в причинах глобального кризиса, поразившего международную финансовую систему, спрогнозировать его развитие и оценить последствия. Предлагаются различные варианты антикризисной политики, в том числе и в глобальном масштабе. К сожалению, вопросов до сих пор остается немало, даже больше, чем ответов.

Анализ ситуации в международной финансовой системе и на глобальных рынках капитала провели, в частности, эксперты и представители национальных правительств в рамках подготовки к 64-й сессии Генассамблеи ООН. На базе их экспертных оценок подготовлен доклад Генерального секретаря ООН по вопросам противодействия кризису. Этот документ ляжет в основу межправительственной дискуссии, предстоящей во Втором (экономическом) комитете Генассамблеи ООН.

Развивающиеся страны в опасности

В целом ключевые выводы и рекомендации специалистов-международников сводятся к следующему. Во-первых, в настоящее время происходит стихийное выравнивание накопившихся глобальных диспропорций. При этом в ближайшей перспективе продолжится чистый отток финансовых ресурсов из развивающихся стран: по предварительным оценкам, в 2009 году он составит почти полтриллиона долларов. Сокращение мирового ВВП в текущем году прогнозируется на уровне 3,4%, мировой торговли — как минимум на 10%.

Во-вторых, отсутствие надлежащей согласованности антикризисных мер может существенно замедлить оживление мировой экономики (об устойчивой тенденции выхода из кризиса в глобальном масштабе речь пока не идет). Усилия «группы двадцати» недостаточны для удовлетворения прогнозируемого уровня потребностей, обусловленных необходимостью компенсации падения спроса со стороны частного сектора во всем мире. В среднесрочной перспективе возможна новая волна долгового кризиса развивающихся стран, поскольку основная часть дополнительных ресурсов, за исключением предлагаемой новой эмиссии специальных прав заимствования (SDR), будет предоставляться через программы обусловленного кредитования.

В-третьих, во многих развивающихся странах долгосрочные потребности в финансировании объектов инфраструктуры существенно превышают текущие инвестиции. По прогнозам ООН, институциональные инвесторы продолжат выводить капиталы из стран с формирующейся экономикой, стремясь минимизировать риски, а международные банки дополнительно сократят программы трансграничного кредитования.

В-четвертых, в результате кризиса ожидается сокращение объемов официальной помощи развитию, включая помощь в интересах торговли. По оценкам ооновских экспертов, падение темпов роста на 1% в результате экономических потрясений через пять лет после экономического шока выливается в восьмипроцентное сокращение бюджетов помощи.

Пять направлений реформы

Для укрепления глобальной финансовой архитектуры аналитики ООН рекомендуют действовать по пяти основным направлениям. Первое — международное сотрудничество в сфере финансового регулирования. Центральная проблема — отсутствие необходимой координации и согласованности усилий национальных регуляторов. Здесь приоритетными задачами являются разработка базовых норм регулирования финансовых рынков, принятие комплекса международных руководящих принципов по урегулированию вопросов, связанных с несостоятельностью финансовых компаний, а также учреждение, например под эгидой Совета по финансовой стабильности, отдельного органа, уполномоченного осуществлять координацию регламентационной деятельности.

 pic_text1 Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Второе — надзор за финансовыми рынками. Главная долгосрочная цель международных усилий по укреплению надзора за финансовыми рынками — корректировка глобальных дисбалансов и предотвращение кризисов. Чрезмерное внимание со стороны МВФ валютным курсам как единственной определяющей переменной при оценке внешней стабильности стран неоправданно и неэффективно. Проводимый фондом анализ положения отдельных стран должен носить всеобъемлющий характер и учитывать общую макро­экономическую ситуацию. Больше внимания необходимо уделять финансовым рискам, включая раздутые цены на активы, масштабы привлечения заемных средств, концентрацию рисков в крупных банках и предоставление информации по скрытым или забалансовым статьям.

Рекомендуется создание совместного механизма раннего предупреждения МВФ и Совета по финансовой стабильности. По мнению аналитиков ООН, это позволило бы объединить экспертный потенциал фонда в макрофинансовой сфере с опытом совета в области регулирования для системного реагирования на глобальные риски.

Третье — совершенствование кредитных механизмов МВФ. Наиболее жизнеспособными механизмами своевременной мобилизации ликвидности ооновские эксперты считают двусторонние соглашения о кредитовании и увеличение числа участников и объемов кредитов в рамках новых соглашений о займах. Запущенные в марте 2009 года гибкие кредитные линии МВФ все еще должны подтвердить свою эффективность в долгосрочной перспективе. Выделение фондом значительных ресурсов непреднамеренно создает возможность для быстрого вывода инвестиций из стран, охваченных этой программой.

Четвертое — система резервных валют. В качестве одного из самых перспективных направлений реформы глобальной резервной системы в ООН рассматривают расширение рамок использования SDR. Первый шаг — автоматическая и регулярная эмиссия SDR, а также формирование механизма облегченного обмена SDR не только на доллары, но и на валюты всех стран — членов МВФ. Кроме того, необходимо расширить корзину валют, по отношению к которой устанавливается курс SDR, включив в нее денежные единицы развивающихся стран.

Пятое — реформа системы управления Бреттон-Вудских учреждений. Укрепление ресурсной базы МВФ и совершенствование его кредитного инструментария для борьбы с глобальными кризисами блокируется отсутствием ощутимого прогресса в проведении долгосрочных реформ, направленных на модернизацию системы управления и повышение легитимности фонда. Первоочередными задачами здесь являются расширение использования процедуры, предусматривающей принятие решений двойным большинством (при поддержке трех пятых членов, обладающих 85% всех голосов) и более активное привлечение управляющих фонда к определению стратегических направлений деятельности МВФ и повышению его подотчетности. Трансформация международного валютно-финансового комитета в совет (как это предусмотрено 12-й статьей соглашения об МВФ) целесообразна только после радикальной реформы системы распределения квот и голосов.

Как показала недавняя встреча лидеров стран «группы двадцати» в Питсбурге, целый ряд ооновских рекомендаций (в том числе по реформе МВФ и Всемирного банка) — дело самого ближайшего будущего, а значит, усилия в рамках ООН совпадают с требованиями времени и планами глав государств и правительств крупнейших экономик мира.

Чувство локтя

Нынешний финансовый кризис заставляет обратить особое внимание на устранение недостатков системы наблюдения за финансовыми рынками. При этом важно создать эффективную систему координации многосторонней макроэкономической и финансовой политики параллельно с реформированием системы управления международных финансовых учреждений, прежде всего Бреттон-Вудских институтов.

Несмотря на произошедшие в последнее время позитивные изменения в механизмах многостороннего кредитования, возможности для дальнейшей модернизации путей выделения официальных ликвидных средств еще не исчерпаны. Кроме того, в среднесрочной перспективе важно, чтобы механизм квот вновь стал главным основанием для расширения объемов кредитования МВФ.

Кризис активизировал обсуждение вопроса о международной резервной валюте. Мировому сообществу следует воспользоваться представившейся возможностью, чтобы начать работу над созданием новой, более стабильной и справедливой международной валютно-финансовой системы. Кстати говоря, Россия уже давно продвигает в ООН и на других международных площадках данную идею, так что выводы ооновских специалистов вполне соответствуют нашим подходам и устремлениям.

В конце октября 2009 года начнется предметное обсуждение всего комплекса указанных вопросов в рамках специальной рабочей группы Генассамблеи ООН. От того, насколько успешно пройдут эти переговоры, во многом зависит влияние ООН и ее роль в решении ключевых мировых проблем.

Очевидно, что решение этих проблем — дело не одного дня, и, конечно же, такого рода решения должны приниматься при поддержке всех стран. Главное, как представляется, обеспечить согласованность международных усилий, предпринимаемых как на платформе ООН, так и в других форматах, прежде всего в рамках «группы двадцати». Такая консолидация немыслима без взаимного доверия, в первую очередь между государствами. Обретение чувства локтя — вот ключевая задача, которую нам всем предстоит решить, чтобы преодолеть текущие трудности, избежать новых потрясений и добиться процветания в XXI веке.