По итогам сентября, подведенным Росстатом, промышленность, как и предсказывали опросы, показала солидный рост по отношению к несколько провалившимся из-за остановки автозаводов показателям августа — 5,1%. Правда, с учетом сезонно-календарной коррекции этот результат выглядит заметно скромнее — всего 1,2% к предыдущему месяцу. Похоже, что более быстрому восстановлению сейчас просто неоткуда взяться: инвестиции сократились, поводов для их стремительного роста нет, объемы строительной незавершенки уменьшаются, все, что могло «отскочить» в экспорте (а это черная металлургия, химия, газ и уголь), похоже, уже отскочило к «новым нормам» внешнего спроса, а в потреблении и восстанавливаться особо нечему — там ничего, кроме импорта да вазовской продукции, и не падало.
Первые оценки предприятиями ситуации в промышленности в октябре, по данным опросов ИЭПП, указывают на сохранение в целом позитивной динамики последних месяцев. Ситуация со спросом продолжает улучшаться: хотя опросы все еще указывают на снижение спроса, темп этого снижения продолжил замедляться.
Оценки удовлетворенности спросом по шкале «нормально—недостаточно» тоже продолжают расти. При падающих объемах спроса это свидетельствует о том, что предприятия все чаще оценивают нынешнюю ситуацию не как кризис, а как возврат к норме после пузыря и перегрева. В октябре как нормальный спрос оценивало 40% предприятий, и это лучший результат с ноября 2008 года.
Ну и, наконец, прогнозы спроса тоже стали вполне радужными, сейчас они лучшие с сентября 2008 года. Однако, как показывает анализ динамики прогнозных показателей, в особенности спроса, в большинстве случаев предприятия просто экстраполируют сложившуюся динамику, так что вряд ли стоит усматривать в этом результаты какого-то сокровенного знания и предвидения.
Еще одним позитивным сигналом стало дальнейшее улучшение положения на складах запасов готовой продукции. Баланс оценок запасов по шкале «норма—выше нормы» вырос сразу на 10 пунктов по сравнению с сентябрем и приблизился к нулю — то есть к уровню, типичному для последних «тучных» лет, когда вся выпускаемая продукция разлеталась, что называется, с колес. Следует, однако, помнить, что сегодня показатели выпуска упали по сравнению с прошлым годом на 13 с лишним процентов по промышленности в целом и на 20% в обрабатывающих отраслях.
Изменение выпуска продукции в октябре, по результатам опросов, пока соответствует сентябрьскому, и это значит, что месяц в промышленности может быть закончен примерно с теми же показателями прироста производства, что и в сентябре.
Росстат отметил рост индекса потребительской уверенности, отражающего совокупные потребительские ожидания населения, в третьем квартале по сравнению со вторым, когда он тоже немного подрос (после резкого снижения в течение двух кварталов подряд). Положительные сдвиги в значении индекса, связаны с продолжающимся улучшением оценок населением изменений, ожидаемых в экономике страны через год, и собственного материального положения (в первом квартале, на фоне финансовой паники, эти оценки выглядели совсем катастрофически), а также с уменьшением числа негативных оценок условий для крупных покупок.
На возможные положительные изменения в экономике в течение года сейчас указывает примерно 18% опрошенных, кварталом ранее оптимистов было почти столько же (17%). Зато количество людей, ожидающих, что будет хуже, заметно уменьшилось — таковых сейчас набралось лишь 29%, тогда как в начале года ухудшения ждала примерно половина населения. Заметно лучше стал выглядеть и баланс оценок фактически произошедших за год изменений: сейчас тех, кто считает, что в стране за год стало хуже, на 42 процентных пункта больше, чем увидевших улучшение, тогда как квартал и полгода назад этот баланс болтался около –60.
По опросам Росстата, население изменило свой взгляд на благоприятность условий для крупных покупок и сбережений, что мы отмечали в прошлом обзоре по данным другого опроса (РОМИР). Отчасти это следствие того, что предыдущие оценки таких условий были крайне негативными — примерно три четверти населения считало условия неблагоприятными ни для крупных покупок, ни для сбережений.
При этом, по опросам РОМИР, россияне в последнее время демонстрируют уверенный рост доверия банкам, тогда как в конце прошлого года уровень этого доверия был существенно ниже, чем в среднем в мире. По данным того же источника, половина россиян вовсе не делает сбережений, а две трети граждан, имеющих сбережения, хранят их в рублях.