Про ужа и про ежа

Наталия Курчатова
19 октября 2009, 00:00

Вторая книга под девизом «низвергнуть скуку и невежество» стала возможной благодаря популярности писателя, актера и телеведущего Стивена Фрая. Если в первой развенчивались «всеобщие заблуждения», то новой, про животных, и развенчивать-то особо нечего — биологи Митчинсон и Ллойд поднабрали сюда таких тварей, о которых средний человек, как правило, слыхом не слыхивал.

Много ли вы, к примеру, знаете о прелестном млекопитающем, похожем на «зрелую еловую шишку на ножках»? А как вам существа, «напоминающие поникший пенис с торчащими из головки зубами»? Которые, кроме прочего, еще и живут колониями наподобие муравьиных. Подавление сексуальной активности у рабочих обеспечивается ферментом в моче королевы, которой она потчует подопечных на манер солдатского чая с бромом.

Время от времени посещает мысль, что всех этих трубкозубов, тихоходок и чешуйчатых муравьедов авторы просто выдумали — подобно составителям какого-нибудь средневекового бестиария. А для пущей убедительности разбавили это сборище химер тривиальными крысами, львами и лягушками.

Впрочем, и про привычных нам животных господа ученые припасли какую-нибудь неожиданную пакость — и здесь уже явно виден эстетический заказ вездесущего Фрая. Так, оказывается, львиная грива — это всего лишь аналог волос в носу, слон — нечто вроде гигантского хомяка, а противная мокрица — близкий родственник креветки, к тому же способный размножаться партеногенезом и под воздействием бактериальной инфекции менять пол. Что до человека, то генетически мы на 98 процентов идентичны шимпанзе. Ну хорошо хоть не голому землекопу — тому самому, что похож на пенис с зубами.