За декаду до конца октября сохранился позитив в промышленности, зафиксированный в первых результатах обработки опросов, проводимых ИЭПП. Уже вполне очевидно, что восстановительный рост, идущий пусть с переменной скоростью уже пять месяцев кряду, в октябре продолжился. Общую позитивную тональность в настроениях производственников формируют следующие факторы.
Во-первых, темп снижения спроса, по оценке предприятий и после поправки на сезон, сегодня самый низкий, считая с сентября прошлого года. Объемы продаж в октябре считают нормальными уже 36% промышленных предприятий, на дне кризиса в первые месяцы года таковых не набиралось и 20%. Инерция оптимизма распространяется и на ожидания спроса. На ближайшие два-три месяца эти ожидания столь позитивны, словно предприятия забыли о близости общенациональных январских каникул. По-видимому, основной рывок спроса ожидается на финише года.
Во-вторых, прогнозы предприятий в отношении выпуска продукции, следуя за их прогнозами спроса, на данный момент максимальны с сентября прошлого года. Улучшение планов выпуска по сравнению с сентябрем является самым значительным с начала текущего кризиса.
В-третьих, оценки запасов готовой продукции остаются на стабильном уровне с мая, что в условиях растущего производства и падающего спроса следует рассматривать как нормальную ситуацию.
В-четвертых, доступность кредитов для предприятий определенно вышла на новый уровень в последние несколько месяцев. В октябре половина предприятий считала ее нормальной (в острой фазе кризиса банковские деньги были доступны в лучшем случае одному предприятию из пяти). Лучшая предлагаемая ставка в среднем по промышленности остается на уровне 18% годовых.
В отраслевом разрезе практически весь восстановительный рост в промышленности сконцентрирован в 4–6 секторах (по 15-отраслевой номенклатуре ОКОНХ), и почти во всех случаях уверенно можно говорить, что их ведет за собой экспортный спрос. Три из этих провалившихся к концу прошлого года наиболее основательно отраслей — черная металлургия, химпром и угольная промышленность — за девять месяцев барахтания на дне и восстановления отыграли примерно половину падения, «Газпром» восстановился полностью, еще два сектора — лесная и легкая промышленность — выбрались из ямы примерно на треть.
Примечательно, что в этой группе растущих секторов доля прямого и косвенного экспортного спроса с учетом межотраслевых потоков продукции в отрасли, также работающие на экспорт, составляет от 50 (леспром) до 70 (чермет, химия). Правда, так выглядит распределение поставок на внутренний и экспортный рынки в фактически действовавших ценах. Если считать в физических объемах, пропорции, очевидно, немного сместились бы в сторону внутреннего рынка, поскольку экспортные цены, пересчитанные в рубли, в том периоде, для которого оценивалось это распределение, были существенно выше. Тем не менее роль экспортного спроса как главного и почти единственного «драйвера» восстановления объемов производства несомненна.
Больше в промышленности не растет пока ничего. Как отрасли, которые и не падали в кризис (такие как добыча нефти и ее переработка или пищепром, что и естественно), так и провалившиеся более (как машиностроение и стройматериалы) или менее (цветмет или электроэнергетика) глубоко. Никаких внутренних драйверов восстановления производства пока нет. В том числе никак не проявляется и пресловутое пополнение производственных запасов (то есть, возможно, оно где-то и есть, но скорее всего, тоже в секторах, прямо или косвенно завязанных на вывоз продукции за рубеж).
В целом происходящие в промышленности структурные сдвиги напоминают позднесоветский период, когда весь промышленный рост концентрировался на промежуточных стадиях производства, угасая по мере продвижения к продукции конечного спроса. Правда, сегодня для абсорбции промежуточной продукции хотя бы есть внешние рынки.
Уже полгода непрерывно сокращается регистрируемая безработица. К середине октября она снизилась до 2,02 млн человек — это соответствует отметкам начала марта сего года. По отношению к пику, достигнутому 22 апреля, регистрируемая безработица снизилась к 14 октября на 11,6% (264,5 тыс. человек). В то же время скрытая безработица не снижается. Напротив, за последние четыре недели оценка скрытой безработицы, рассчитываемая Минздравсоцразвития по данным выборочных обследований промышленных предприятий, выросла на 1%, до 1647,2 тыс. человек. Четыре пятых этой совокупности — работники, занятые неполный рабочий день или неделю.